Создано пассажирское судно на подводных крыльях - kupihome.ru

Создано пассажирское судно на подводных крыльях

Ростислав Алексеев: «Ракеты», «Кометы», «Буревестники».

17 марта 2015 1:00

Знаменитый конструктор судов на подводных крыльях.

Будущий создатель знаменитых судов на подводных крыльях — «Ракет» и «Метеоров» Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (сейчас это Брянская область). Отец его был агрономом, мама — учительницей. Кроме Ростислава в семье было еще трое детей — две девочки и мальчик.

Детей Алексеевы воспитывали по тогдашним временам очень необычно: ничего не запрещали и помогали во всем разобраться самим. Однажды Ростислав и его брат Анатолий построили лодку-плоскодонку. Но когда мальчишки спустили плавательное средство на воду, она перевернулась и «конструкторы» оказались в реке. Евгений Кузьмич не стал задавать сыновьям трепку, а отвел ребят к знакомому рыбаку. И уже вместе с опытным человеком они сделали правильную посудину.

В 1933 году Алексеевы переехали в город Горький (Нижний Новгород ). Ростислав поступил учиться на вечернее отделение рабфака и одновременно подрабатывал чертежником и художником. Парню очень нравилось рисовать парусники.

В 1935 году Ростислав поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. И одновременно пошел учиться в художественное училище.

В институте Ростислав познакомился с будущей женой Мариной — она училась на химическом факультете.

На четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но через год он не сдал экзамен по высшей математике и был отчислен.

Ростислав Алексеев вернулся в институт в Горький. Они сыграли с Мариной свадьбу. Было это за две недели до начала войны — 6 июня 1941 года.

1 октября 1941 года Ростислав защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Он стал работать на заводе «Красное Сормово » контрольным мастером в цехе, где выпускали танки. Молодой человек старается усовершенствовать процесс сборки техники. Но все же больше Алексеев тяготеет к своей давней любви — кораблям.

Он убеждает руководство в том, что его идеи принесут пользу воюющей стране. В 1942 году он начинает проектировать боевые катера на подводных крыльях. Располагалось его конструкторское бюро в старом сарае. Но уже осенью 1943 года в заводской гавани спустили на воду модель судна на подводных крыльях «А-4». Повоевать катерам Алексеева не пришлось. Пока дорабатывали образцы, война кончилась.

Но уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». А в 1951 году Алексеев и сотрудники его ЦКБ получили Государственную премию за создание судов на подводных крыльях.

— На вечеринку, где отмечали присуждение награды, папины друзья принесли коробку: «Там находится самый точный измерительный прибор», — рассказывала дочь конструктора Татьяна. — Мы долго ломали голову, что же там, а когда открыли, то оттуда выскочил кот по кличке Атом!

У конструкторов было принято первым на новое судно запускать кота. Они верили, что умное животное ляжет на то место, где есть какие-то недоработки.

На премию Алексеев купил автомобиль «Победа». До этого были «Татра» и «Фольксваген». Но это не были автомобили иностранного производства: машины Ростислав Евгеньевич собирал собственноручно из деталей, найденных на свалке в Сормове. А потом давал им звучные названия.

У Алексеева были золотые руки.

— Руками папа умел делать практически все! — рассказывала Татьяна Алексеева. — Мог работать на токарном станке, владел слесарными навыками.

Чтобы все успевать, Алексеев раз и навсегда установил для себя жесткий распорядок дня: в 23.00 — отбой, подъем — в 5 — 5.30.

Он любил и умел хорошо, стильно одеваться.

— У него был хороший вкус, — рассказывала Татьяна. — Он тонко чувствовал, куда что надеть. Любимым стилем у него был спортивный.

В 1954-м Алексеев начинает работу над созданием первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета». Он должен был взять на борт 66 человек. И летом 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду.

Еще через год началось проектирование второго поколения судов на подводных крыльях — «Метеоров». Они обладали большей мореходностью, чем «Ракета». Поэтому их можно было использовать и для плавания вдоль морского побережья.

«Метеоры» и сейчас трудятся на многих линиях.

Первый «Метеор», который вмещал 130 пассажиров, был спущен на воду в октябре 1959 года.

Каждый год КБ Алексеева выпускало новую модель судна.

В Алексеевском ЦКБ создавались и знаменитые катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». Каждый год бюро Ростислава Алексеева представляло новый проект. В 1961 году Алексеев и еще несколько сотрудников его «фирмы» стали лауреатами Ленинской премии. Так благодаря таланту и организаторским способностям замечательного конструктора по сути за восемь лет был создан скоростной флот России . — У отца было удостоверение почетного капитана судов на подводных крыльях, — вспоминала Татьяна Ростиславовна. — Он старался сам управлять своими кораблями, объяснял это тем, что не может кому-либо доверить управление судном, пока лично не убедится, что оно не выкинет никаких неприятных сюрпризов.

В 1966 году Ростислав Евгеньевич под чужой фамилией (как конструктор военной техники он был засекречен, даже фото его публиковать запрещалось) побывал в Великобритании на выставке достижений судостроения.

В конце 50-х годов Алексеев начинает думать над проектированием судна, использующего экранный эффект. Скорость — один из главных показателей экономичности судов на подводных крыльях. Но развить еще большую скорость, чем та, которая есть, мешала кавитация подводных крыльев. (Справка: кавитация — это образование газовых пузырьков в жидкости. Когда же давление окружающей среды становится больше давления насыщенной паром жидкости, пузырьки с силой схлопываются. А это вызывает повреждения конструкций, в частности гребного винта.)

А если судно не будет погружаться в воду? Если будет держаться в нескольких метрах от земли, используя эффект аэродинамического экрана? Тогда ведь скорость можно увеличить!

В 1961 году первая пилотируемая модель Алексеева «СМ-1» совершила полет надо льдом реки Троцы. Затем появились экранопланы «СМ-2», «СМ-3», «СМ-2П7», «СМ-4» и так далее. Был построен учебно-тренировочный экраноплан «УТ».

Ростислав Алексеев всю жизнь работал на износ.

В 1962 году в КБ Алексеева начали работы по созданию экраноплана для Военно-морского флота, он получил название «КМ». А в 1964 году — над экранопланом «Т-1» для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй забираться аж на 7500 метров, то есть по сути был и морским судном (по международной классификации экранопланы относят к морским судам), и самолетом.

Понятно, что у успешного конструктора, работающего над уникальными перспективными проектами, появились недоброжелатели. В Москву полетели письма с чудовищными обвинениями. И в 1965 году Ростислава Алексеева уволили с поста главного конструктора ЦКБ. За ним оставалось только направление экранопланов.

22 июня 1966 года — к 25-летию начала Великой Отечественной войны — экраноплан «КМ», самый большой для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

Поначалу американцы, получив со спутников фото этой машины, не могли понять, что же это за монстр. Самолет? Но почему движется так низко над водой?

Испытывали «КМ» на Каспии , поэтому у американских военных он получил прозвище Каспийский монстр.

Экраноплан способен был перевозить 800 — 900 полностью экипированных солдат. Причем даже в сложных арктических условиях.

Государственная программа предусматривала строительство сотни десантных экранопланов конструкции Ростислава Алексеева.

Правда, такими машинами было сложно управлять. Да и такой тип судна был еще непривычен ни морякам, ни летчикам. Однажды, в 1975 году, в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Ростислав Алексеев взял управление на себя и привел экраноплан на базу, находившуюся в 40 километрах. Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Но корабль выжил и сохранил жизнь всем, кто находился на борту.

Читать еще:  Как сделать солнечный водонагреватель своими руками?

Однако Алексеева понизили по сути до рядового конструктора. Но и этого мало: Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск .

Пока Алексеев был отстранен от конструкторской работы, его ЦКБ «почему-то» перестало генерировать новые идеи, строить новые суда.

— В то время папа уединился на базе в Чкаловске , вновь стал заниматься живописью, — вспоминала Татьяна. — И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Новый мощный и красивый пассажирский экраноплан должен был быть построен к Московской Олимпиаде 1980 года.

А в январе он испытывал новую модель удивительного судна. Его помощники расчистили ледяной завал. Модель можно спускать на воду. Но конструктор не расслышал команду и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата. 63-летний Ростислав Алексеев попал в больницу с воспалением брюшины. Срочные операции не помогли. Умер Ростислав Евгеньевич 9 февраля 1980 года.

Татьяна Ростиславовна говорила, что уже на следующий день после похорон из служебной квартиры конструктора были изъяты все его чертежи. А в квартире в Каспийске все его бумаги кто-то с особым рвением уничтожил.

Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал про работы ЦКБ Алексеева: «Они опередили нас на 30 лет!» В 1984 году приказом министра обороны СССР экранопланы Алексеева должны были быть приняты на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить программу предполагалось до середины 90-х годов. Этого не произошло. Четыре готовых экраноплана остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Великие ученые: Ростислав Алексеев Советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов

Ракета, комета, метеор . История советских судов на подводных крыльях

«Ракета», «Комета», «Метеор» – названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о водной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях – это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х – 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.

Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Красный «Метеор» в Китае:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький–Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

Ещё одно из известных советских судов – «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость – 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький – Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев – Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда.

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» – судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

Читать еще:  Виды роботов-пылесосов: для сухой и влажной уборки, полотер, 2 в 1, с самоочисткой

Мне повезло и я катался на всех 3-х основных: на «Метеоре» в Петродворец, на «Комете» в Ялту и на «Ракете» по Волге. Говорят сегодня Комета снова работает в Крыму: technogies.ru/blogs/konelav.

Справедливости ради надо отметить, что изобрели суда на воздушной подушке задолго до «Ракеты» — первое судно поднявшееся на крыльях над водой было сделано итальянцем Энрико Форланини в 1906 году: Википедия

Судно на подводных крыльях «Метеор-193»

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

Вид с носа:

Вид на носовой салон:

Корма:

Носовое крыльевое устройство:

Кормовое крыльевое устройство:

Ходовая рубка:

Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование. Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:

С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.

«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):

«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:

Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:

Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

«Chang Xiang 1», Китай:

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):

Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):

Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):

«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):

«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):

«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):

Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».

«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.

Читать еще:  Huawei y6 2018: обзор ключевых характеристик

У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.

В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

Создано пассажирское судно на подводных крыльях

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Ш. де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.

Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.

В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и- специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного – оптимальной формы подводного крыла.

Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других – недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.

Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.

Молодого человека захватила идея – заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.

И обратил!
Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев – выпускник института – защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность.

При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.

После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков – главной продукции завода. Время-то было военное.

На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета».

Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.

«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.

В Нижнем Новгороде «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях: «Ракета», «Стрела», «Спутник», «Метеор», «Комета», «Циклон», «Буревестник», «Восход». Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире – «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Существовала также пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час

С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector