Содержание
- Что значит экспозиция в фотографии и как правильно выставить экспозицию в фотоаппарате?
- Экспозиция: что это такое?
- Экспопараметры, которые влияют на экспозицию
- Как взаимодействуют параметры экспонирования?
- Режимы управления параметрами экспозиции
- Как работать с режимом замера экспозиции?
- Четвертый параметр — компенсация экспозиции
- Если вы не знаете, что такое экспозиция, то не видать вам хороших фотографий
- Разбираемся в терминологии
- Настройка экспозиции
- Что такое шкала экспозиции?
- Режимы замера экспозиции
- Особенность работы экспозиции в телефоне
- Создание HDR изображения
- Как правильно настроить фотоаппарат
- Измерение экспозиции и стандартные объекты съёмки
- Режимы настройки фотоаппарата и коррекция экспозиции
- Приоритет компенсации вспышки над компенсацией камеры
- Экспозиция в фотографии — основы теории и практики
Что такое экспозиция в фотоаппарате: основы настройки и коррекции для начинающих
Что значит экспозиция в фотографии и как правильно выставить экспозицию в фотоаппарате?
Каждый начинающий фотограф неизбежно столкнется с такой проблемой, как пересвеченность или недосвеченность снимков. Здесь возникает вопрос: какие параметры так портят картинку и что делать, чтобы фотографии получались идеальными? Ответ прост: каждому новичку в первую очередь стоит столкнуться с таким понятием, как экспозиция — именно она и ее параметры отвечают за то, что происходит со светом на снимке. Это — азы фотоискусства.
Экспозиция: что это такое?
Термин “экспозиция” можно объяснить как количество света, падающее на светочувствительный материал в определенный промежуток времени. Другими словами, этот параметр показывает, сколько света воздействует на матрицу за какое-то время его экспонирования. Если сказать еще проще, то свет, который попал на матрицу фотоаппарата — это и есть получившаяся картинка.
Правильнее будет сказать, что не сама экспозиция является определенным параметром, а ее составные части, настраивающиеся исходя из особенностей конкретной съемки. Весь поступающей в фотоаппарат свет передается именно основным параметрам экспозиции, которых, к слову, всего три — их еще называют экспопараметрами. Именно им и стоит уделить внимание в статье, чтобы разобраться с тем, что из себя представляет правильная экспозиция.
Экспопараметры, которые влияют на экспозицию
Влияют на экспозицию параметры, о которых знают (или же обязаны знать) все фотографы, независимо от профессионального уровня. Мы говорим о таких основах, как значение диафрагмы, выдержки и чувствительности ISO. Практически все камеры (и аналоговые, и цифровые) могут автоматически контролировать эти три параметра, но на всех зеркальных есть функция ручного управления ими: она дает максимум возможностей при съемке.
Может показаться, что разобраться в использовании настроек съемки начинающему фотографу будет невозможно: слишком много терминов, значений и правил существует в этой области, да еще и законы физики пригодятся. Но, разложив все по полочкам, вы очень быстро поймете, насколько емкими будут эти понятия и как легко они войдут в вашу работу.
Диафрагма и ее диаметр
Диафрагмой называют устройство с лепестками, которое призвано регулировать диаметр отверстия, через которое на матрицу фотоаппарат попадает свет. Эти лепестки диафрагмы могут быть железными или пластмассовыми, и они закрывают и открывают отверстие в объективе фотокамеры. Для того, чтобы ваша фотография получилось удачной, матрице каждый раз нужно определенное количество света — и именно величина диафрагмы помогает справиться с этой задачей.
Логично предположить, что чем больше открыто отверстие объектива, тем больше света поступает в кадр — отлично такой вариант подойдет для фотографий мест с очень небольшой освещенностью. Значение диафрагмы обозначается буквой f, рядом с которой стоит десятичное число — чем оно меньше, тем больше открыта диафрагма и наоборот. Это означает, что значение f/2.0 всегда будет больше, чем, например, f/2.8.
Каждый из возможных диаметров диафрагмы будет в первую очередь влиять на ГРИП — глубину резко изображаемого пространства. Когда значение f небольшое, то ГРИП становится больше — а значит, все объекты в кадре будут одинаково резко выглядеть. Если значение диафрагмы большие, то наибольшая часть кадра становится сильно размытой, а выбранный главный объект съемки — очень резким.
Использовать небольшие значения диафрагмы и большой диаметр необходимо в условиях низкой освещенности: в темное время суток и в случаях, когда применение дополнительных источников искусственного освещение невозможно. Не забывайте о том, что использования штатива в таких ситуациях является обязательным правилом.
Время экспонирования или выдержка
Выдержкой называют то время, в течение которого на матрицу попадает свет. Измеряется она секундами и долями секунд. Помимо того, что диафрагмой камеры мы изменяем количество светового потока, проходящего в матрицу, необходимо также контролировать время, которое этот свет поступает в матрицу. Для правильной экспозиции очень важно выбрать правильную выдержку, которая будет сочетаться со значением диафрагмы и чувствительностью.
Короткая выдержка позволяет открывать затвор фотоаппарата на какие-то сотые доли секунды, значит такое экспонирование поможет остановить или заморозить объект в кадре, даже если он находится в движении. Если длительность выдержки равна секунде, то на фотоснимке сразу станут заметны шлейф и некая размытость от объекта — такой прием в искусстве тоже имеет место. Обычно выдержки на зеркальном фотоаппарате имеют дискретные значения: при диапазоне от 15 секунд до 1/2000 секунды эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Но есть такие камеры, которые способны изменять эти значения плавно, тем самым устанавливая наиболее подходящие параметры для нужно нам экспозиции.
В одной и той же экспозиции можно встретить самые разные значения диафрагмы и выдержки (экспопары) — их может быть больше десяти. Приглядитесь к снимку: если он смазан, выглядит нечетким и объект размыт, то в экспопаре вы использовали слишком длинную выдержку. Устранить проблемы просто: уменьшите длину выдержки и пошире откройте диафрагму.
Светочувствительность (ISO)
Светочувствительность показывает то, насколько матрица чувствительна к поступающему световому потоку. Значение ISO может быть двух фотоэлементов: пленки или же сенсора. Оно показывает, насколько один из элементов способен воспринимать свет. Чем выше значение светочувствительности, тем более светлой получится фотография.
Значения могут быть очень разными, и для разной съемки они меняются и по-разному сочетаются с другими параметрами. Для высокой чувствительности, где ISO больше 400 единиц применяют короткое экспонирование, а для небольших значений до ISO 100 используют маленькие выдержки и неизменное значение f диафрагмы.
Чаще всего, если значение светочувствительности большое, то на цифровых фотоаппаратах при съемке оно будет выражаться в лишней цифровой шумности, которая напоминает пленочную зернистость. Иногда можно даже ухудшить или потерять правильную цветопередачу — именно поэтому старайтесь выбирать правильное ISO, которое не испортит снимок.
Как взаимодействуют параметры экспонирования?
Экспозиция предполагает определенное количество света, которое попадает на матрицу. Чем его больше, тем светлее окажется изображение, чем меньше, тем темнее. Все три параметра, о которых было сказано ранее (размер диафрагмы, длина выдержки и значение светочувствительности ISO) тесно взаимосвязаны: изменив что-то одно, вы повлечете автоматическое изменение и других двух параметров. Стоит показать примеры такой тесной связи всех элементов.
Например, если место съемки хорошо освещено, то открыв диафрагму, мы пропускам к матрице много света. Сделать снимок без засвеченности поможет уменьшение выдержки и настройка минимального значения светочувствительности ISO.
В условиях, когда света явно недостаточно для удачной фотографии, одной открытой диафрагмы никогда не хватит для того, чтобы экспонирование вышло приемлемым и хорошим. Значит, стоит увеличить выдержку — ведь поступающего на матрицу светового потока недостаточно, а значит для правильного экспонирования понадобится больше времени. И уже в зависимости от того, какого результата необходимо добиться, поднимает светочувствительность до определенного нужного значения.
Эти два взаимодействия, которые мы описали выше, можно назвать классическими случаями, которые помогут понять принципы построения экспозиции. Не забывайте, что помимо этих трех параметров, работать нужно и с другими факторами: например, с той же глубиной резкости, о которой было сказано выше — она напрямую зависит от того, в каком значении стоит f.
Режимы управления параметрами экспозиции
Современные цифровые и зеркальные фотоаппараты предоставляют нам выбор того, как работать над экспозицией. Есть три варианта того, как работать с диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью:
- Ручной режим (обозначается буквой М). Позволяет самостоятельно настраивать все три нужны нам параметра: значение диафрагмы, длину выдержки и светочувствительность ISO;
- Режим приоритета диафрагмы (обозначается буквами Av или А). Здесь вы самостоятельно можете управлять такими параметрами, как диафрагма и светочувствительность, а вот выдержкой автоматически управляет ваша фотокамера;
- Режим приоритета выдержки (обозначается буквами Tv или S). Здесь камера уже управляет значениями диафрагмы. А вот самостоятельно можно работать со значениями ISO и длиной выдержки.
Как работать с режимом замера экспозиции?
Фотоаппарат способен сам определять экспозицию, основываясь при этом на сделанных экспозамерах и установленных параметрах. Камеры самых разных производителей предлагают вам выбрать режим, в котором будет происходить замер экспозиции — всего их четыре.
- Оценочный . В нем фотокамера разбивает картинку на зоны, и в каждой делается замер соотношения яркости и тени, после чего на экран выводится среднее значение.
- Частичный . Замер ведется по одной определенной зоне, которая составляет около 15 процентов от всего кадра.
- Точечный . Площадь замера в таком режиме не превышает одного-пяти процентов.
- Центрально-взвешенный . Здесь замер яркости будет производиться у самого центра изображения — потом это значение усредняется.
Четвертый параметр — компенсация экспозиции
Теперь вы знаете о том, что помимо основных и важнейших экспопараметров диафрагмы, выдержки и светочувствительности в группу можно добавить еще один — экспокоррекцию.
Компенсацию экспозиции применяют тогда, кадр установлен, все основные параметры уже выставлены, а камера выполнила замер экспозиции. Экспокоррекция позволяет немного подкорректировать картинку, сделав ее либо темнее, либо ярче. Для этого режима различные производители даже выделили отдельную кнопку на своих фотоаппаратах.
Если коррекция выполнена, то можно заметить, что экспозиция изменилась примерно на 0,3 единицы. Такое изменение можно выполнить через меню вашей фотокамеры. Использование компенсации экспозиции позволяет за кратчайшее время поправить яркость в фотографии.
Теперь каждый новичок в фотоделе поймет, насколько важно работать с экспозицией и ее экспопараметрами. А самое главное — разобраться в этих терминах и значениях станет намного проще и не так страшно. Не забывайте, что в фотографии есть бесчисленное количество нюансов, которые даже профессионалы съемки изучают всю свою жизнь. Именно поэтому стоит думать в сторону того, что практиковаться в фотографировании нужно как можно чаще — так вам быстрее станет подвластно это интересное ремесло.
Если вы не знаете, что такое экспозиция, то не видать вам хороших фотографий
Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие читатели, сегодня я снова делюсь своими секретами и некоторыми правилами, которые безусловно помогут в вашем начинании.
Думаю, многие из вас успели обзавестись для своей повседневной жизни или по долгу службы фотоаппаратами, и в общем нажать на затвор не составляет труда. Но так ли это просто? Могу с уверенностью сказать, что без знания о понятии экспозиции не обходится ни один кадр. Любой хороший фотограф первым делом изучает, что такое экспозиция в фотоаппарате. Что же, не буду томить, обо всем по порядку.
Прежде чем начать, тут вспомнил интересный момент из своей практики. Это происходило в далеком прошлом. Как-то приобрел я «полтинник», кто не знает, это объектив 50 мм., в моем случае был с диафрагмой f/1,8. Установил ручной режим (M), ну я же считал себя «профессионалом», ты что, у меня в руках зеркалка, со светосильным объективом, а самому сейчас так смешно.
Поставил самое большое отверстие на объективе, а именно 1,8 и всю дорогу ее не менял. Регулировал только выдержку. И радовался, какое прикольное получается «боке» — это красиво размытый задний фон. Это все дело происходило в горах. Был солнечный день. Когда я фотографировал людей при такой настройке все было хорошо.
Но когда я начинал фотографировать горы, даже при самых коротких выдержках (1/4000), у меня получались очень светлые фотографии. А самое главное я не понимал почему. Что скажите вы, в чем был мой косяк? Косяк был в том, что при съемке пейзажей необходимо уменьшать отверстие, закрыть диафрагму (f/8 и меньше). Тем самым я бы получил, хорошие фотографии.
Поэтому, правильное понимание экспозиции, залог вашего успеха. Отвлекся я немного от темы, ну все, поехали.
Разбираемся в терминологии
Итак, экспозиция – это набор определенных параметров, правильно настроенных в конкретной ситуации. То есть, ваш фотоаппарат через объектив осуществляет замер количества света, поступающего извне, и дает соответствующие “рекомендации” относительно необходимых настроек. Свет очень важен в фотографии, именно он и создает изображение. К самим экспопараметрам относят:
- Диафрагма (f) представляет собой определенное количество тонких металлических или пластмассовых лепестков, которые могут открывать и закрывать отверстие в объективе. Благодаря диафрагме световой поток ограничивается при попадании в объектив: значение f малое или большое.
- Выдержка обозначает время, выраженное в секундах, когда срабатывает затвор аппарата и делается кадр. Иначе сказать, это время воздействия света на светочувствительный материал камеры.
- Светочувствительность (ISO). Здесь все просто – это реакция матрицы или пленки фотоаппарата на свет. Чем она выше, тем светлее кадр, но появляется возможность появления зашумленности на картинке.
Можно выделить еще один важный параметр, баланс белого (ББ). Он отвечает за передачу цветов и оттенков на фотографии. ББ ставить в настройках на авто, особенно при постоянно меняющемся освещении, это будет лучшим решением.
Если же вас не устраивает цветопередача фотоаппаратом, то стоит задумать о том, чтобы выставить баланс белого самостоятельно, выбрав из имеющихся решений в настройка, например, облачно, лампа накаливания и так далее, либо использовать серую карту или за отсутствием ее, сфотографировать белый лист бумаги, который камера и будет в будущем воспринимать за эталон.
Первые 2 параметра, диафрагму и выдержку еще называю экспопарой. Все 3 параметра, диафрагму, выдержку и ИСО называют треугольником экспозиции.
Изменение одного из параметров треугольника отражается на исходном качестве фотографии, особенно если вы снимаете в ручном режиме, где каждый параметр можно настроить отдельно.
Настройка экспозиции
Важно! Очень хорошо ознакомьтесь со своей инструкцией к фотоаппарату! Многие забивают на это, что конечно очень зря. Инструкция, это хорошие знания о вашем фотоаппарате.
В зависимости от модели вашей фотокамеры, могут быть свои тонкости в выстраивании экспозиции, как по меню, так и в плане использования “горячих клавиш” на самом корпусе. Так, с помощью кнопки Fn (слева около объектива) (для Nikon) можно настроить ИСО. С помощью колесика рядом с экраном настроить выдержку. Рядом с кнопкой спуска, есть еще одна маленькая кнопка, которая настроит диафрагму.
К тому же, при настройке экспозиции, вы можете выбрать один из полуавтоматических режимов камеры. В этом случае, варьируя только один важный показатель на данный момент, можно без труда получить нормально экспонированный кадр. У кэнон Av — приоритет диафрагмы, приоритет выдержки — Tv, у никон же творческие режимы имеют другое обозначение: A и S, соответственно. Ручной режим (M) и полуавтоматический (P) называются у них одинаково.
Для новичков, желательно отказаться полностью от автоматического режима фотосъемки и перейти на приоритет диафрагмы или приоритет выдержки, в зависимости от характера съемки.
Ручной режим, на начальном этапе лучше не использовать.
Тем не менее многочисленные уроки в просторах интернета и советы знакомых фотографов не могут дать стопроцентную гарантию получения хорошего снимка. Нет точной схемы работы с экспозицией – все в руках фотографа. Попрактикуйтесь сначала с диафрагмой, затем измените выдержку и т.д. Действуйте планомерно и наблюдайте за происходящими изменениями изображения. Знания в сочетании с опытом превратят вас из новичка в профи!
Что такое шкала экспозиции?
Существует еще такой параметр, как шкала экспозиции. Что это такое и для чего он нужен? Это шкала, которая показывает на сколько правильно выстелены параметры экспозиции. Если значения шкалы уходит в право, то при фотографировании, снимок получится пересвеченным, много света. Если в лево, то недосвеченным, мало света. Если значение на нуле, то экспозиция установлена правильно.
Это параметр, так же можно контролировать вручную. Если мы видим, что фотография получается темной или наоборот светлой, а значение экспокоррекции на нуле, якобы фотография освещена правильно, согласно фотоаппарату, то мы можем вручную увеличить или уменьшить значение, в положительную или отрицательную сторону.
Для этого используются вспомогательные кнопки на фотоаппарате. Более дельно, описано у вас в инструкции фотоаппарата. Так как для каждых фотокамер, комбинация кнопок разная.
Режимы замера экспозиции
Существуют 3 режима экспозиции: матричный (его еще называют многозначным, оценочным, мультизонным, смотря от производителя), центро-взвешенный (средневзвешенный) и точечный.
Давайте поподробнее остановимся на каждом.
- Матричный. В данном режиме, кадр разделяется на зоны, и фотокамера сама определяет яркость. Там очень замудренный алгоритм, которые производители держат в секрете. Иными словами, фотоаппарат сам производит замер экспозиции. Это режим, хорошо использовать при равномерном освещении. И если вы не хотите заморачиваться с режимами, то ставьте на матричный и вы не прогадаете.
- Центро-взвешенный. При данном режиме, замер происходит по центру и охватывает 60-80% изображения. Края изображения никак не влияют на замер экспозиции. Данный режим, хорошо подходит для портретной съемки.
- Точечный. Он очень схож с центро-взвешенным режимом. Только он охватывает только 1-5%. Это режим позволяет, весьма точно проэкспонировать объект. Его хорошо использовать, если объект нормально освещен и является контрастным. Его в основном применяют профессионалы, для новичков он весьма сложен. Его хорошо использовать при макросъемке, когда предмет занимает большую часть кадра.
Особенность работы экспозиции в телефоне
Конечно, по большей части мой блог посвящен фотографии цифровой, сделанной на зеркальный, цифровой фотоаппарат. Но, согласитесь, все мы частенько можем снять что-то на сотовый. Тем более, какие сейчас стали выпускать современные телефоны с высоким качеством!
Даже в примитивных моделях, имеющих хоть какую-то встроенную камеру, мы можем говорить об экспозиции. Да-да, не удивляйтесь, она там есть! Только стоит сказать, что она автоматическая, то есть телефон сам, по мере своих возможностей, замеряет поток света в окружающей обстановке и определяет необходимые параметры.
Есть лишь небольшие возможности изменить общую освещенность вручную. Зачастую итоговая фотография будет с массой недостатков. Расстраиваться не стоит, ведь многое зависит от самой техники, поэтому на что снимаете – то и получаете. А на скорую руку, если очень нужно, можно сфотографировать и на телефон.
Создание HDR изображения
В противовес телефонной съемке в этой части статьи рассмотрим, как создаются невероятно реалистичные кадры, содержащие в себе максимум диапазона цвета и света. Наверняка, читатель, вы сталкивались с понятием HDR. Так вот, это соединение в одну картинку нескольких фотографий с разными параметрами.
По-другому можно назвать “брекетингом”. Обычно в такой съемке делается 3 кадра: один будет недоэкспонированный, то есть более темный, второй с нормальной экспозицией и третий самый светлый из них. Далее, эти 3 снимка объединяются в один. Для этого, я использую Photoshop. Более детально, как это сделать, я опишу в ближайших уроках. Следите за новостями.
Полагаю, вы уже воодушевились создать высокопрофессиональный кадр? В начале своего творческого пути по миру фотографии вам не избежать ошибок, поэтому не спешите. Такие фотографии открывают далеко не все компьютерные программы, да и чтобы сделать само изображение HDR, нужны и навыки, и опять же специальная утилита, которая произведет наложение.
Совет. Существует правило Шестнадцати. Это правило применимо в ясную, солнечную погоду. Следуя этому правилу, необходимо выставлять следующие настройки для фотоаппарата. Диафрагму выставляем равной f/16, ISO выставляем 100, а выдержка, обратно пропорциональна светочувствительности, а именно 1/100.
Я всем своим друзьям, которые начинают развиваться в качестве фотографа, рекомендую начинать с видеокурса « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». В курсе, на примерах рассказывается, обо всех тонкостях фотоискусства. Очень много полезных и качественных советов. Когда я посмотрел его первый раз, скажу вам честно, он меня очень впечатлил. Я обещаю, она впечатлит и вас!
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для сторонников фотокамеры зеркальной CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для сторонников фотокамеры зеркальной NIKON.
Ну а если вас интересует обработка и группировка фотографий, то обратите внимание на курс « Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа ». Это не видеокурс, это просто «бомба». Лучше курса, вам просто не сыскать!
Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа
Вот мы и разобрались с новыми для нас понятиями в фотографии. Все оказалось не так сложно! Можете теперь смело блистать эрудицией перед знакомыми и друзьями. А я напоминаю, что полезные новости выходят на сайте регулярно, так что, обязательно подписывайтесь на мой блог и приглашайте других фотолюбителей. Будет интересно!
Как правильно настроить фотоаппарат
Режимы настройки фотоаппарата творческой зоны P, S (T), А (Av) позволяют быстро и оперативно выбрать оптимальные для получения правильной экспозиции параметры съёмки — выдержку и диафрагму. В случае необходимости фотограф всегда может так же быстро изменить чувствительность матрицы фотоаппарата. Однко, вы плоучите оптимальную экспозиция только в тех случаях, когда в кадре находятся стандартные объекты.
Измерение экспозиции и стандартные объекты съёмки
Во всех режимах творческой зоны, так же, как и в автоматических режимах съёмки, встроенный экспонометр фотоаппарата даёт отличные результаты только для стандартных объектов съёмки. Что такое стандартный объект съемки? Большинство объектов в нашей жизни отражают примерно 18% света падающего на него. Такие объекты и называются стандартными.
Однако, если в границах снимаемого кадра находятся крупные объекты отражающие больше или меньше 18% света, то экспонометр вашего фотоаппарата всё равно будет устанавливать экспозицию для стандартного объекта, отражающего ровно 18% падающего света. В результате вы получите снимок с неправильной экспозицией. Например, снег (который отражает гораздо больше 18% света) будет казаться серым. Чёрный рояль с пианистом в чёрном фраке получится на снимке не чёрным, а опять некрасиво серым. Получается, что полуавтоматические режимы творческой зоны не так уж и хороши и фотографу в ряде случаев всё равно придётся подбирать экспозицию в полностью ручном режиме М.
Даже при настройках фотоаппарата в ручном режиме М, встроенный в фотоаппарат
экспонометр будет рассчитывать экспозицию исходя из того,
что перед объективом находится стандартный объект съёмки.
Профессиональные фотографы, давно решили эту проблему — они измеряют не отражённый от объекта свет, а падающий. В этом случае, отражающая способность объекта съёмки никакой роли не играет, но для точного замера экспозиции требуется как минимум два условия — возможность подойти к объекту съёмки вплотную и фотоэкспонометр в виде отдельного (увы, не очень дешёвого) прибора с соответствующей рассеивающей насадкой.
На самом деле, опытные фотографы не так уж часто пользуются полностью ручным режимом настройки фотоаппарата, потому что и в полуавтоматических режимах P, S(T) и A(Av) всё таки можно исправить ошибки встроенного экспонометра фотоаппарата!
Режимы настройки фотоаппарата и коррекция экспозиции
В любом современном цифровом фотоаппарате для съёмки нестандартных объектов есть очень полезная кнопочка — коррекция экспозиции или экспокоррекция. Обозначается она обычно в виде квадрата, разделённого диагональю на две части — в одной части стоит знак минус, а в другой плюс. И действует эта кнопка одинаково во всех настройках творческой зоны, кроме M.
В зеркальных фотоаппаратах начального уровня (с одним управляющим колёсиком) и во многих компактных фотокамерах для установки диафрагмы в ручном режиме М требуется нажать эту кнопку и, не отпуская её, крутить колёсико или же нажимать управляющую кнопку. В более «продвинутых» фотоаппаратах есть два колёсика — одно регулирует выдержку, другое диафрагму. Экспокоррекция в полностью ручном режиме М не работает — да это и не нужно, ведь все настройки фотоаппарата выставляются вручную, независимо от того, что там себе «думает» экспонометр.
Если фотограф нажмёт кнопку экспокоррекции в режиме приоритета выдержки и покрутит управляющее колёсико фотоаппарата, то установленное автоматически значение диафрагмы изменится, а выдержка и ISO при этом останется прежней.
Естественно, индикатор экспозиции вашего фотоаппарата сместится с нулевой отметки и покажет, что кадр будет либо переэкспонирован, либо недоэкспонирован, в зависимости от того, в какую сторону вы крутили управляющее колёсико — в плюс или минус. Но это будет «подсказка» экспонометра фотоаппарата, который на самом деле даже не «догадывается», что перед объективом находится нестандартный объект съемки!
В результате этих нехитрых действий вы как бы сообщаете автоматике вашего фотоаппарата о том, что перед объективом находится нестандартный объект съёмки, который отражает не 18% серого, а больше или меньше и что стандартная экспозиция для этого объекта не подходит.
Точно так же, в режиме приоритета диафрагмы, при применении экспокоррекции измениться только выдержка, а жёстко заданная фотографом диафрагма (и глубина резкости) останется неизменной!
В программном режиме, фотоаппарат реагирует на коррекцию экспозиции немного по другому — изменяется и выдержка и диафрагма, но результат получается такой же, как и в приоритетных режимах — вы получите смещение индикатора экспозиции в ту или иную сторону, в зависимости от вашего желания.
Приоритет компенсации вспышки над компенсацией камеры
Если вы фотографируете с включенной встроенной фотовспышкой или внешней фотовспышкой в режиме AUTO, то несмотря на введённую поправку экспозиции вы получите такую же экспозицию, как и без экспокоррекции.
Это происходит потому, что современные «умные» фотовспышки компенсируют введённую вами поправку экспозиции соответствующим изменением мощности импульса. Поэтому, при необходимости экспокоррекции при включенной вспышке нужно пользоваться коррекцией мощности фотовспышки. В некоторых камерах коррекция мощности фотовспышки называется приоритетом компенсации вспышки над компенсацией камеры.
На какую величину вводить экспокоррекцию или коррекцию мощности вспышки, зависит от нестандартности снимаемого объекта или сцены и опыта фотографа. Но, если вы, после съёмки каждого снимка будете смотреть на гистограмму яркости полученного снимка, то вы сразу заметите, что установленная фотоаппаратом экспозиция не соответствует требуемой и вовремя сможете ввести соответствующую поправку.
Экспозиция в фотографии — основы теории и практики
Экспозиция в фотографии – одна из самых главных категорий в фототехнике со времен изобретения фотоаппарата. Вторая, наверное, фокусировка объектива, или точнее, способ получения изображения, поскольку первый в мире фотоаппарат объектива не имел. Но понятие об экспозиции было уже тогда. В принципе, зная, что такое экспозиция и фокусировка, фотоаппарат можно сделать своими руками из подсобных материалов, имея из инструментов только молоток и пилу. Ну, может еще гвозди, хотя и не обязательно. Все это я пишу только для того, чтобы вы поняли: знать, что такое экспозиция должен каждый, кто решил более менее серьезно заниматься фотоделом.
Что такое экспозиция
Начнем с определения того, что же такое экспозиция в фотографии. Предварительно введем несколько терминов, которые позволят вникнуть в суть современной экспонометрии и понять ее с самых фундаментальных азов. Пусть простят меня за излишнюю педантичность те, кто не очень любит математику, но без нее не обойтись, у нас ведь все-таки технический сайт.
В фотометрических расчетах основная единица – это сила света. Измеряется в канделах. Определение канделы довольно туманно, приводить его не буду, тот, кто заинтересуется, сможет без труда найти его в интернете. Будем считать, что интуитивно мы все понимаем, что такое сила света, и нет нужды доказывать, что сила света солнца гораздо больше, чем лампочки накаливания, или модной сегодня энергосберегающей.
С силой света тесно связаны световой поток и освещенность. Световой поток — это энергия, которую излучает источник света за секунду. Единица измерения — люмен. Освещенность – это световой поток, который падает на один квадратный метр. Единица измерения — люкс. Если обозначить световой поток как Ф, площадь поверхности как S, то освещенность E можно рассчитать по формуле:
Еще одно важное понятие – яркость. Это сила света с единицы площади светящейся поверхности. Например, сравните лампу дневного света и лампу накаливания. При одной и той же силе света, яркость лампы накаливания гораздо больше, потому что вся ее сила света излучается с вольфрамовой нити, имеющей очень маленькую площадь поверхности. В упор на нее смотреть даже глазам больно. А вот лампа дневного света не слепит из-за своей большой площади поверхности.
Понятие яркости присуще любым поверхностям, как отражающим, так и светящимся собственным светом (лампы, свечи и т. д.). Отражающая поверхность тем ярче, чем больший на нее падает световой поток, т. е. чем больше ее освещенность. Мы вообще способны различать предметы и детали на них именно потому, что они имеют различную яркость.
Изображение на матрице строит объектив фотоаппарата. Фундаментальное значение в построении изображения разными объективами играет тот факт, что освещенность каждого элемента матрицы пропорциональна яркости соответствующих участков снимаемого объекта. Эту пропорцию можно записать простым соотношением
где E – освещенность элемента матрицы, B – яркость соответствующего ему участка объекта, k – коэффициент пропорциональности, который зависит от диафрагмы объектива и его светопропускающей способности.
И вот теперь мы вплотную подошли к понятию экспозиции. Матрица преобразует энергию света в энергию электрическую. А энергия, как мы помним еще из школьной физики, это мощность за определенное время. В светотехнике аналог мощности – освещенность. Таким образом, чтобы узнать какая световая энергия попала на элемент матрицы, надо освещенность умножить на время ее действия. Это и есть экспозиция. В математических терминах
где H – экспозиция, E – освещенность элемента матрицы, t – время действия этой освещенности. Измеряется экспозиция в люкс*сек.
В фотографии за экспозицию отвечают два параметра – диафрагма и выдержка. От диафрагмы зависит освещенность матрицы (E в нашей формуле), а от настройки выдержки время ее действия (множитель t). Диафрагма и выдержка называются экспопарой и дают полную картину относительного изменения экспозиции.
Согласно закону взаимозаместимости не важно, за счет какого компонента экспопары вы меняете экспозицию. Например, чтобы увеличить экспозицию в четыре раза, можно в 4 раза увеличить выдержку, можно диафрагму, а можно в 2 раза увеличить выдержку и в 2 раза диафрагму. Во всех этих случаях экспозиция увеличится в 4 раза. Но строго рассчитать ее в абсолютных величинах [люкс*сек] можно только по приведенной формуле, поскольку освещенность на матрице зависит как от диафрагмы, так и от яркости разных частей объекта.
Если внимательно посмотреть на формулу, то вы увидите, что каждый элемент матрицы имеет свое собственное значение экспозиции. Как же так, спросите вы, ведь фотоаппарат устанавливает одну экспозицию для всего кадра! Да, совершенно верно. И сейчас мы в этом разберемся.
Как определяется экспозиция в современном фотоаппарате
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Поставьте на своем фотоаппарате автоматический режим определения экспозиции. Возьмите два листа бумаги, один черный, один белый, и сфотографируйте каждый из них так, чтобы лист занимал все поле кадра. Если вы раньше никогда этого не делали, то результат вас немного удивит, поскольку и черный и белый лист получатся одинаково серыми!
Этот эксперимент показывает, что экспозиция вычисляется по некоторому усредненному алгоритму, а чтобы получить то, что вы хотите, т. е. чтобы черный лист был черным, а белый белым, необходимо вносить поправки. Экспонометрия – очень творческий процесс, и внесение поправок зависит от того, какой вы видите свою будущую фотографию. Но сначала надо понять, как ее видит ваш фотоаппарат.
Зрение человека устроено таким образом, что неспособно оценить абсолютный уровень яркости. Когда вы выходите в солнечный день из темной комнаты, то вначале все вокруг так ярко, что хочется зажмуриться. Но потом глаз адаптируется и начинает воспринимать окружающее уже не таким ярким, как в первый момент. А вот относительные яркости глаз воспринимает очень хорошо.
Экспонометр фотоаппарата наоборот, отлично справляется с абсолютным замером яркости, а за экспонирование кадра в целом отвечает алгоритм обработки экспозамера, который должен рассчитать экспозицию так, чтобы фотография максимально соответствовала восприятию снимаемого сюжета человеческим глазом. Все современные фотоаппараты определяют экспозицию на основании так называемой зонной теории.
Вы наверняка слышали понятие тональности, или тона. В фотографии это то же самое, что яркость. Именно по разнице тональностей мы различаем детали объекта съемки. Суть зонной теории состоит в том, что все бесконечное множество тональностей разбивается на несколько тональных зон, различающихся между собой по яркости в 2 раза (на 1 ступень). Это удобно и для внесения поправок, и для построения систем экспозамера.
На сегодняшний день существует несколько зонных систем, каждая из которых учитывает специфику съемки в конкретных условиях. Отличия их состоят в том, на сколько зон разбивается тональный диапазон и какая зона принимается за нулевую, или центральную. Наиболее универсальной, практичной и общепринятой является зонная система Ансела Адамса, на которой и строятся алгоритмы определения экспозиции современных фотоаппаратов.
Весь тональный диапазон Адамс предложил разделить на 9 зон от совершенно черного тона без деталей до абсолютно белого, где детали также не различаются. За центральную зону принята средняя 5 зона с наилучшей детализацией, соответствующая линейной части характеристической кривой. Именно по этой зоне производится замер экспозиции. По Адамсу 5 зона соответствует 18% серому тону. Вспомните, этот тон мы и получили, снимая черный и белый лист бумаги.
Внесение поправок в экспозицию
А вот чтобы тон был именно черным или белым, надо вносить поправку. Для этого вам нужно выбрать, какой ключевой элемент кадра вы хотите видеть в определенном тоне, посмотреть, на сколько ступеней он отличается от 5 зоны (серый тон) системы Адамса, сделать замер экспозиции по этому ключевому элементу (здесь идет речь о точечном замере экспозиции) и внести полученную поправку, выбрав приоритет выдержки (например, чтобы исключить шевеленку), приоритет диафрагмы (для изменения глубины резкости), или изменив и то и другое, в зависимости от поставленной задачи. Экспокоррекция позволит вам получить экспозицию, которая даст нужный вам тон именно на тех частях кадра, которые вы считаете наиболее важными.
Во многих современных фотоаппаратах имеется режим матричного экспозамера, в котором фотоаппарат сам пытается определить ключевой элемент кадра и скорректировать экспозицию под него. Но ведь фотоаппарат не может знать о ваших планах! И все — таки, довольно часто современным алгоритмам это удается (в традиционных бытовых сценах практически всегда), но сложные кадры, такие, как например, закат, или съемка в контровом свете, приходится снимать в ручном режиме, внося поправки из опыта и творческого видения фотографа.
Итак, мы очень кратко рассмотрели, что такое экспозиция в фотографии, как фотоаппарат ее определяет и что должен учитывать фотограф для грамотной коррекции экспозиции. С опытом вы научитесь вносить поправки практически на интуитивном уровне, но для начала можно снимать в матричном режиме, сравнивая результаты с точечным или центрально взвешенным. Это позволит лучше понять, как фотокамера обрабатывает экспозамер, но нужно это конечно только тем, кто подходит к фотографии с позиций искусства и творчества и готов потратить свое время на постижение основ современной экспонометрии. Но поверьте, результат того стоит!