Начались разработки сверхскоростного гиперзвукового самолета i plane - kupihome.ru

Начались разработки сверхскоростного гиперзвукового самолета i plane

Как построить гиперзвуковой авиалайнер

Возможно, пассажирский самолет, способный преодолеть маршрут любой протяженности менее чем за три часа, станет реальностью уже к 2030 году, пришел к выводу корреспондент BBC Future.

«Это волшебный самолет. от полета на нем получаешь почти физическое удовольствие», — так когда-то высказалась стюардесса авиакомпании Air France Джоэль Корне-Темпле о британо-французском Concorde — одном из первых в мире сверхзвуковых авиалайнеров, который находился в эксплуатации с 1976 по 2003 гг. и стал символом стильного путешествия.

Concorde преодолевал расстояние между Лондоном и Сиднеем за 17 часов, три минуты и 45 секунд — для сравнения, полет на Boeing 747 по тому же маршруту занимал около 22 часов.

Менее известный в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, советский Ту-144, находился в эксплуатации до 1999 г.

После окончания холодной войны один из вариантов Ту-144 использовался в интересах американского космического агентства НАСА, а также в качестве летной лаборатории в рамках совместной российско-американской исследовательской программы по созданию нового поколения сверхзвуковых летательных аппаратов гражданского назначения.

С выводом из эксплуатации обоих рынок сверхзвуковых пассажирских перевозок опустел. Теперь же, спустя 12 лет после прекращения регулярных полетов Concorde, сразу несколько конструкторских бюро работают над созданием еще более скоростных самолетов.

Один из таких проектов — европейский Lapcat II, в рамках которого планируется создать сразу два сверхзвуковых лайнера.

Причем один из них должен развивать крейсерскую скорость в 8500 км/ч, то есть в 8 раз выше скорости звука, что позволит ему перевозить пассажиров между Брюсселем и Сиднеем за 2 часа 55 минут.

Команда разработчиков Lapcat II представила доклад на июльской конференции, посвященной суборбитальным летательным аппаратам и гиперзвуковым системам и технологиям, проводившейся Американским институтом воздухоплавания и космонавтики в шотландском Глазго.

По их словам, результаты серии предварительных испытаний указывают на то, что эта разработка будет более экологичной, чем существующие пассажирские самолеты, не менее безопасной и не намного более затратной в эксплуатации, чем нынешние дальнемагистральные лайнеры.

Какое топливо выбрать?

Координирует программу Lapcat II сотрудник Европейского космического агентства (ЕКА) Йохан Стилант.

В рамках Lapcat II параллельно разрабатываются два проекта. Один из них — Lapcat A2, способный развивать скорость, соответствующую числу Маха 5 (М=5).

Он будет оборудован гибридным воздушно-реактивным/ракетным двигателем с предварительным охлаждением Scimitar.

Другой самолет, разработкой которого занимается непосредственно ЕКА, будет использовать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Его крейсерская скорость, как ожидается, будет соответствовать М=8.

В качестве окислителя в прямоточном воздушно-реактивном двигателе (ПВРД) используется забортный воздух: высокоскоростной набегающий воздушный поток, попадающий в воздухозаборник, сжимается и подается в камеру сгорания.

На этом принципе работают, например, ракеты, которыми вооружен европейский истребитель Eurofighter Typhoon.

Самолет, оснащенный ПВРД, способен развивать очень высокую скорость. Но на каком топливе должны работать гиперзвуковые двигатели будущего?

Это очень важный вопрос, учитывая то, что одним из решающих факторов при создании сверхскоростных авиалайнеров является необходимость максимально снизить уровень вредных выбросов.

По этой причине ЕКА выбрало водород, который является более экологически чистым, чем углеводородные типы топлива.

Кроме того, хотя жидкий водород и можно поджечь, он воспламеняется не так легко, как керосин (стандартное топливо современных авиалайнеров), поэтому риск взрыва или пожара на борту существенно ниже. На жидком водороде, например, работали двигатели космических челноков НАСА «Спейс Шатл».

«В отличие от керосина, жидкий водород при попадании в атмосферу мгновенно испаряется. Поэтому в случае утечки на стоянке под самолетом не будут образовываться лужи вытекшего топлива, — говорит Стилант. — Как и керосину, водороду для воспламенения нужен источник тепла, поэтому самопроизвольное возгорание исключено».

Lapcat II — не единственная существующая программа разработки сверхскоростного самолета. ЕКА обменивается знаниями и технологиями с Японским агентством аэрокосмических исследований JAXA в рамках совместного японо-европейского проекта Hikari.

JAXA же работает над созданием гиперзвукового авиалайнера под названием Hytex, который, как ожидается, будет способен пересекать Тихий океан за два часа со скоростью М=2.

В ходе испытаний в аэродинамической трубе турбореактивный двигатель Hytex уже достиг скорости в М=1,8. Двигатель использует жидкий водород как в качестве топлива, так и в качестве охладителя при полетах на гиперзвуковых скоростях.

«Мы завершили формирование облика Hytex и выполнили серию продувок в аэродинамической трубе. Расход топлива будет составлять одну пятую от того, что расходуют ракетные двигатели», — отмечает Хидеюки Тагучи, ведущий сотрудник JAXA по направлению гиперскоростной авиационной техники.

Где взять водород?

Главной проблемой, объясняющей высокую потенциальную стоимость эксплуатации гиперзвуковых самолетов, остается низкая эффективность существующего способа получения водорода.

Если бы водород извлекали из природного газа, а не получали путем электролиза воды, цена билета на гиперзвуковой рейс могла бы составить примерно половину от сегодняшней стоимости билета в бизнес-класс.

А при использовании нынешней технологии добычи водорода билет на самолет будущего, согласно прогнозам, обойдется в среднем примерно втрое дороже билета бизнес-класса на современный дозвуковой авиалайнер.

Так, за билет в один конец из Брюсселя в Сидней придется заплатить 5000 евро.

Как же более эффективно добывать водород в необходимых количествах?

«В водород можно превращать электроэнергию, вырабатываемую ветроэлектростанциями, — считает Стилант. — Этот принцип уже реализован одной из бельгийских сетей супермаркетов — ее магазины оборудованы ветряками, вырабатывающими водород, на котором работают вилочные погрузчики».

В отличие от современных дозвуковых самолетов, авиалайнеры, работающие на водороде, не будут выбрасывать в атмосферу вещества, усиливающие парниковый эффект, такие как углекислый газ, окиси серы и сажа.

Однако у водородных двигателей есть свой недостаток: в процессе их работы образуются водяные пары, которые надолго остаются в стратосфере и могут сыграть свою роль в процессе глобального потепления.

Причем выбросы, образуемые при сгорании водорода, способны оказаться даже губительнее для климата, поскольку рассеиваются они действительно очень долго.

«Нам еще предстоит более детально изучить механизм этого процесса», — отмечает Стилант.

Проведенные ранее исследования показали, что период рассеивания водяного пара экспоненциально сокращается при увеличении высоты: на высоте в 25 км он может составлять 30 лет, а на высотах, превышающих 32-34 км — менее года«.

Разработчики самолета Lapcat II, способного развивать скорость М=8, планируют, что он будет летать на эшелонах гораздо выше 33 км, что, как они рассчитывают, уменьшит вредное воздействие на окружающую среду.

Альтернативой водороду мог бы стать сжиженный природный газ — например, переохлажденный метан, который при хранении в жидком состоянии занимает гораздо меньший объем, чем в газообразном.

«Это может положить начало формированию рынка гиперзвуковой деловой авиации», — говорит Стилант.

Что делать со звуковым ударом?

Над созданием такого рынка уже работают другие компании. Европейский производитель Airbus недавно запатентовал концепцию гиперзвукового воздушного судна с дельтовидным крылом, способного развивать скорость М=4,5. Эту концепцию можно было бы использовать для создания деловых самолетов.

Airbus также работает — совместно с американским стартапом Aerion — над созданием сверхзвуковых реактивных самолетов для обеспеченных клиентов.

Еще одна американская компания, Spike Aerospace, планирует создать сверхзвуковой бизнес-джет, у которого роль иллюминаторов будут играть расположенные по бортам салона экраны — изображение на них будет подаваться с наружных видеокамер.

А оборонный производитель Lockheed Martin работает над гражданским самолетом N+2, способным летать со скоростью М=1,7.

Однако на таких высоких скоростях полета возникает еще одна проблема — воздействие звукового удара, вызываемого ударной волной от самолета, движущегося со сверхзвуковой скоростью.

Громкость звукового удара, достигающего земли, может достигать 160 дБ — достаточно, чтобы привести к необратимой потере слуха.

Фиксируемый на земле звуковой удар от летящего на сверхзвуке Concorde составлял 135 дБ — гораздо громче, чем в среднем шум, производимый дозвуковыми авиалайнерами.

Гиперзвуковым самолетам пришлось бы летать между Европой и Америкой через Северный полюс, пролагая маршрут вдали от населенной местности.

Еще громче звуковой удар при изменении скорости или маневрировании. Причем громкость достигающей земли ударной волны в этом случае в два или три раза выше, чем на высоте, на которой пролетает самолет.

Однако, поскольку европейский гиперзвуковой самолет будет летать выше обычных авиалайнеров, площадь звукового удара на местности окажется больше, а его громкость — ниже.

НАСА совместно с Lockheed Martin и Boeing исследует возможности снижения эффекта от звукового удара, производимого сверхскоростными самолетами. Не исключено, что к 2020-2025 гг. удастся разработать воздушные суда, способные преодолевать звуковой барьер над населенными районами, не создавая неудобств местным жителям.

Тем временем в Европе команда Стиланта продула в аэродинамической трубе модель 300-местного гиперзвукового самолета в масштабе 1:120 на скорости М=8.

Испытания подтвердили способность самолета создавать положительную тягу. Хотя он и будет расходовать вдвое больше топлива, чем проектируемый авиалайнер, развивающий скорость М=4, экономия времени в пути составит около 50%, так что на один и тот же маршрут обоим самолетам потребуется примерно одинаковое количество топлива.

Как победить проблему нагревания?

Еще одна проблема, которую предстоит решить, — это нагревание внешних поверхностей гиперзвукового самолета: при полете на скоростях от М=5 и выше температура его обшивки будет достигать 1000°C.

Алюминий и титан при таких температурах плавятся, подобно маслу. Придется использовать керамические материалы.

В ходе продувок на скорости М=8 поверхность модели нагревалась до температуры примерно на 30% ниже, чем на скорости М=5.

Этот парадокс стал приятным сюрпризом для команды Стиланта, которая представила результаты испытаний на конференции в Глазго.

«Масса термозащитного покрытия, требуемого для воздушного судна, летающего на скорости М=8, может быть ниже, чем для самолета, летающего на М=5. Чем легче самолет, тем ниже расход топлива; соответственно, снижается объем топливных баков, а это, в свою очередь, ведет к еще большему облегчению конструкции», — говорит Стилант.

Команда японских инженеров, работающих над проектом Hytex, изучила потенциальный рынок гиперзвуковых авиалайнеров с крейсерской скоростью М=5 и пришла к выводу, что наиболее востребованным стал бы 100-местный вариант, способный выполнять два оборотных рейса за день (то есть всего четыре рейса от взлета до посадки).

Пассажирами в основном были бы люди, интересующиеся необычными способами передвижения и готовые заплатить сумму, эквивалентную сегодняшнему билету первого класса.

Согласно исследованию, проведенному Airbus и японской Japan Aircraft Development Corporation, к 2030 г. стоимость сегмента гиперзвукового авиастроения может составить 3,5 млрд евро, а количество занятого в нем персонала — превысить 500 000 человек.

«Прогнозируемая цена билета на рейс из Токио в Лос-Анджелес была бы сравнима со стоимостью нынешнего билета первого класса на том же направлении», — говорит Тагучи.

Таким образом, гиперзвуковые перелеты оказались бы доступными примерно 10 процентам всех авиапассажиров — то есть тем, кто имеет возможность и желание платить за более скоростные перелеты.

Airbus и Aerion начнут испытывать свою разработку в 2019 г. На завершение работы над Lapcat A2 (развивающим скорость М=5) может потребоваться еще около 20 лет, а проект Lapcat со скоростью М=8, возможно, станет коммерчески окупаемым где-то в середине текущего столетия.

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Российский гиперзвуковой самолет Ю-71: описание, характеристики. Гиперзвуковой самолет X-43A

Холодная война, которая проходила между США и СССР в 1946-1991 годах, давно закончилась. По крайней мере так считают многие эксперты. Однако гонка вооружений не останавливалась ни на минуту, и даже сегодня она находится в стадии активного развития. Несмотря на то что сегодня основные угрозы для страны представляют террористические группировки, отношения между мировыми державами тоже являются напряженными. Все это создает условия для развития военных технологий, одной из которых является гиперзвуковой самолет.

Читать еще:  Виды мини-печей: классификация по размеру, принципу работы, мощности

Необходимость

Отношения между США и Россией сильно обострены. И хотя на официальном уровне США в России называют партнерской страной, многие политические и военные эксперты утверждают, что между странами идет негласная война не только на политическом фронте, и но и на военном в виде гонки вооружений. К тому же, США активно применяет НАТО для окружения России своими системами ПРО.

Это не может не беспокоить руководство России, которая уже достаточно давно приступила к разработке летательных аппаратов-беспилотников, превосходящих гиперзвуковую скорость. Эти беспилотники можно оснастить ядерной боеголовкой, и они беспрепятственно смогут доставить бомбу в любую точку мира, причем, достаточно быстро. Подобный гиперзвуковой самолет уже создан – это лайнер «Ю-71», который сегодня тестируется в строгой секретности.

Развитие гиперзвукового оружия

Впервые испытывать самолеты, которые могли летать со скоростью звука, начали в 50-х годах 20 века. Тогда это еще было связано с так называемой Холодной войной, когда две развитые державы (СССР и США) стремились обогнать друг друга в гонке вооружений. Первым проектом стала система «Спираль», которая представляла собой компактный орбитальный самолет. Он должен был составить конкуренцию и даже превзойти гиперзвуковой самолет США X-20 Dyna Soar. Также советский самолет должен был иметь способность развивать скорость до 7000 км/час и при этом не разваливаться в атмосфере при перегрузках.

И хотя советские ученые и конструкторы старались воплотить в жизнь подобную идею, не удалось даже приблизиться к заветным характеристикам. Опытный образец даже не взлетел, однако правительство СССР облегченно вздохнуло, когда американский самолет тоже провалился в ходе испытаний. Технологии того времени, в том числе в отрасли авиации, были бесконечно далеки от нынешних, поэтому создание самолета, который бы мог в несколько раз превышать скорость звука, было обречено на провал.

Впрочем, в 1991 году было проведено испытание самолета, который мог развивать скорость, превышающую скорость звук. Это была летающая лаборатория «Холод», созданная на базе ракеты 5В28. Испытание прошло успешно, и тогда самолет смог развить скорость 1900 км/час. Несмотря на наличие прогресса, разработку после 1998 года прекратили в связи с экономическим кризисом.

Технологии 21 века

Не существует точной и официальной информации о разработке гиперзвуковых самолетов. Впрочем, если собрать материалы из открытых источников, то можно сделать вывод, что подобные разработки осуществлялись сразу в нескольких направлениях:

  1. Создание боевых блоков для межконтинентальных баллистических ракет. Их масса превышала массу стандартных ракет, однако за счет возможности маневрирования в атмосфере перехватить их средствами ПРО невозможно или, как минимум, чрезвычайно сложно.
  2. Разработка комплекса «Циркон» – еще одно направление развития технологии, которая базируется на использовании сверхзвуковой ПРК «Яхонт».
  3. Создание комплекса, ракеты которого могут превышать скорость звука в 13 раз.

Если все данные проекты объединятся в одном холдинге, то совместными усилиями может быть создана ракета воздушного, наземного или корабельного базирования. Если проект Prompt Global Strike, создаваемый в США, будет успешным, то американцы получат возможность поражать любую точку мира в течение одного часа. Россия сможет защититься только технологиями собственной разработки.

Американскими и британскими специалистами фиксируются испытания сверхзвуковых ракет, которые могут развивать скорость до 11200 км/час. С учетом столь высокой скорости сбить их практически невозможно (на это не способна ни одна ПРО в мире). Более того, они даже слежке поддаются крайне сложно. Информации о проекте, который иногда фигурирует под названием «Ю-71», очень мало.

Что известно об российском гиперзвуковом самолете «Ю-71»?

С четом того, что проект засекречен, информации о нем очень мало. Известно, что данный глайдер является частью ракетной сверхзвуковой программы, и в теории он способен долететь до Нью-Йорка за 40 минут. Конечно, эта информация не имеет официального подтверждения и существует на уровне догадок и слухов. Но с учетом того, что российские сверхзвуковые ракеты могут достигать скорости 11200 км/час, подобные выводы кажутся вполне логичными.

По разным источникам гиперзвуковой самолет «Ю-71»:

  1. Обладает высокой маневренностью.
  2. Может планировать.
  3. Способен развивать скорость свыше 11000 км/час.
  4. Может выходить в космос при осуществлении полета.

На данный момент испытания гиперзвукового самолета России «Ю-71» еще не закончены. Однако некоторые эксперты утверждают, что к 2025 году Россия, возможно, получит данный сверхзвуковой глайдер, и его можно будет оснастить ядерным вооружением. Подобный самолет будет поставлен на вооружение, и в теории он будет способным в течение всего одного часа нанести точечный ядерный удар в любой точке планеты.

Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что некогда самая развитая и передовая промышленность СССР отстала от гонки вооружений в течение последних десятилетий. Однако совсем недавно армия начала возрождаться. Устаревшая советская техника заменяется новыми образцами уже российских разработок. К тому же, застрявшее в 90-х годах в виде проектов на бумагах оружие пятого поколение обретает видимые очертания. По словам политика, новые образцы российского вооружения могут удивить мир непредсказуемостью. Вполне вероятно, что Рогозин имеет в виду новый гиперзвуковой летательный аппарат «Ю-71», который может нести ядерный боезаряд.

Считается, что разработка данного самолета началась в 2010 году, однако в США о нем узнали лишь в 2015. Если информация о его технических характеристик является правдивой, то Пентагону предстоит решать сложную задачу, так как используемые в Европе и на своей территории ПРО не смогут оказать противодействие подобному самолету. К тому же, США и многие другие страны окажутся просто беззащитными перед подобным оружием.

Прочие функции

Кроме возможности нанесения по противнику ядерных ударов, глайдер благодаря мощному современному оборудованию радиоэлектронной борьбы сможет производить разведку, а также выводить из строя устройства, оснащенные радиоэлектронной аппаратурой.

Если верить донесениям НАТО, то приблизительно с 2020 по 2025 годы в армии РФ может появиться до 24 подобных самолета, которые смогут незаметно пересечь границу и всего несколькими выстрелами уничтожить целый город.

Планы по развитию

Конечно, нет никаких данных по поводу принятия на вооружение перспективного самолета «Ю-71», однако известно, что его разрабатывают с 2009 года. При этом аппарат сможет не только летать по прямой траектории, но и маневрировать.

Именно маневренность на гиперзвуковых скоростях станет особенностью летательного аппарата. Доктор военных наук Константин Сивков утверждает, что межконтинентальные ракеты могут развивать сверхзвуковую скорость, но при этом они действуют как обычные баллистические боеголовки. Следовательно, их траектория полета легко рассчитывается, что дает возможность системе ПРО их сбивать. А вот управляемые летательные аппараты представляют серьезную угрозу противнику, поскольку их траектория является непредсказуемой. Следовательно, невозможно определить, в какой точке будет выброшена бомба, а так как точку сброса определить нельзя, то и траектория падения боеголовки не просчитывается.

В Туле 19 сентября 2012 года на заседании военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин заявил, что вскоре следует создать новый холдинг, задача которого будет заключаться в развитии гиперзвуковых технологий. Сразу же были названы предприятия, которые войдут в состав холдинга:

  1. «Тактическое ракетное вооружение».
  2. «НПО машиностроения». На данный момент предприятие разрабатывает сверхзвуковые технологии, однако на данный момент компания находится в составе структуры Роскосмоса.
  3. Следующим членом холдинга должен стать концерн «Алмаз-Антей», который нынче занимается разработкой технологий воздушно-космической и противоракетной отрасли.

Рогозин считает, что подобное слияние необходимо, однако юридические аспекты не позволяют ему состояться. Также отмечается, что создание холдинга не предполагает поглощение одной компанией другой. Это именно слияние и совместная работа всех предприятий, что позволит ускорить процесс развития гиперзвуковых технологий.

Председатель совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко также поддерживает идею создания холдинга, который бы занимался разработкой гиперзвуковых технологий. По его словам, новый холдинг действительно необходим, ведь он позволит направить все усилия на создание перспективного вида вооружения. Обе компании обладают большими возможностями, однако по отдельности они не смогут достичь тех результатов, которые возможны при совмещении усилий. Именно вместе они смогут внести вклад в развитие оборонного комплекса РФ и создать самый быстрый самолет в мире, скорость которого превзойдет ожидания.

Оружие как инструмент политической борьбы

Если к 2025 году на вооружении будут стоять не только гиперзвуковые ракеты с ядерными боеголовками, но и глайдеры «Ю-71», то это серьезно укрепит политические позиции России в ходе переговоров с США. И это совершенно логично, ведь все страны в ходе переговоров действуют с позиции силы, диктуя противоположной стороне выгодные ей условия. Равные переговоры между двумя странами возможны только при наличии мощного вооружения у обоих сторон.

Владимир Путин в ходе выступления на конференции «Армия-2015» заявил, что ядерные силы получают новые межконтинентальные ракеты в количестве 40 штук. Это оказались именно гиперзвуковые ракеты, и они могут на данный момент преодолевать существующие системы ПРО. Член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский подтверждает, что с каждым годом МБР совершенствуются.

Также Россия проводит испытания и разработку новых крылатых ракет, которые способны летать на гиперзвуковых скоростях. Они могут подходить к цели на сверхмалых высотах, что делает их практически незаметными для радаров. Более того, современные комплексы ПРО, находящиеся на вооружении НАТО, не могут поразить подобные ракеты из-за низкой высоты полета. К тому же, в теории они способны перехватывать цели, движущиеся при скорости до 800 метров в секунду, а скорость самолета «Ю-71» и крылатых ракет намного выше. Это делает системы ПРО НАТО почти бесполезными.

Проекты других стран

Известно, что Китай и США также разрабатывают аналог российскому гиперзвуковому самолету. Характеристики моделей противников пока что неясны, но уже можно считать, что китайская разработка способна составить конкуренцию российскому летательному аппарату.

Известный под названием Wu-14 китайский самолет испытывался в 2012 году, и еще тогда он смог развить скорость свыше 11000 км/час. Впрочем, о вооружении, которое способен нести этот аппарат, нигде не говорится.

Что касается американского беспилотника Falcon HTV-2, то он был испытан несколько лет тому назад, но на 10 минуте полета он разбился. Однако до него тестировался гиперзвуковой самолет Х-43А, которым занимались инженеры NASA. В ходе испытаний он показал фантастическую скорость – 11200 км/час, что превышает скорость звука в 9.6 раза. Опытный образец был испытан в 2001 году, однако тогда в ходе испытаний его уничтожили из-за того, что тот вышел из под контроля. Но в 2004 году аппарат был успешно испытан.

Подобные испытания Россией, Китаем и США ставит под сомнение эффективность современных систем ПРО. Внедрение гиперзвуковых технологий в военно-промышленной отрасли уже сегодня производит настоящую революцию в военном мире.

Заключение

Конечно, военно-техническое развитие России не может не радовать, и наличие подобного самолета на вооружение армии – это большой шаг при улучшении обороноспособности страны, однако глупо полагать, что другие мировые державы не предпринимают попытки в разработке подобных технологий.

Даже сегодня при свободном доступе к информации через интернет, мы очень мало знаем про перспективные разработки отечественного вооружения, а описание «Ю-71» известно только по слухам. Следовательно, мы и близко не можем знать, какие технологии прямо сейчас разрабатываются в других странах, включая Китай и США. Активное развитие технологий в 21 веке позволяет быстро изобретать новые виды топлива и применять незнакомые ранее технические и технологические приемы, поэтому развитие летательных аппаратов, в том числе военных, идет очень быстро.

Стоит отметить, что развитие технологий, позволяющих достичь скорости самолета, превышающей в 10 раз скорость звука, отразится не только в военной, но и гражданской сфере. В частности, такие известные производители лайнеров как Airbus или Boeing, уже заявляли о возможности создания гиперзвуковых самолетов для осуществления пассажирских авиаперевозок. Конечно, подобные проекты пока что только в планах, но вероятность разработки таких самолетов уже сегодня достаточно велика.

США испытали сверхсекретный гиперзвуковой самолёт, предназначенный для нанесения глобального удара

Одной из самых ярких историй 2017 года, произошедших в мире военной авиации, стало испытание в США сверхсекретного прототипа под кодовым названием SR-72. Речь идет о таинственном гиперзвуковом беспилотном летательном аппарате, который за счет чрезвычайно быстрого движения — около 6 скоростей звука и выше — будет использован для нужд разведки: предполагается, что противник попросту не успеет среагировать на его появление.

Читать еще:  Как выбрать противень для духовки: инструкция по покупке

Его первые летные испытания состоялись в июле, однако широкой общественности о них стало известно лишь в конце сентября: все, что связано с его разработкой, держится в строжайшем секрете. Newsader представляет обзорный материал по этой теме, воспользовавшись зарубежными и русскоязычными источниками информации.

«На пороге гиперзвуковой революции»

Как пишет научно-техническое издание N+1 со ссылкой на американский авиационный ресурс Aviation Week, первый полет прототипа SR-72 состоялся в конце июля на аэродроме 42-го ремонтного предприятия ВВС США в Палмдейле в Калифорнии. Во время первого полета беспилотник сопровождали два учебных самолета T-38 Talon. Хотя подробности о первых испытаниях не раскрываются, предполагается, что они прошли успешно.

Выступая на выставке WCX: SAE World Congress Experience, прошедшей на территории военной базы «Форт-Уэрт» в Техасе в конце сентября 2017 года, исполнительный вице-президент по аэронавтике компании Lockheed Martin Орландо Карвальо заявил, что Skunk Works — подразделение компании, непосредственно разрабатывающее аппарат — удвоило ресурсы, выделенные на гиперзвуковой проект.

«Я думаю, что Соединенные Штаты находятся на пороге гиперзвуковой революции», — сказал Карвальо, оговорившись, что не может раскрывать детали.

Между тем, Skunk Works считается самым засекреченным конструкторским отделом Lockheed Martin.

Основу силовой установки SR-72 составит турбореактивный двигатель, способный разгонять аппарат быстрее 1,5-2 чисел Маха. На этой скорости будет включаться сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который будет разгонять аппарат до невероятных шести чисел Маха — около 6400 км/ч. Гиперзвуковой считается скорость, превышающая пять чисел Маха.

По данным издания Topwar, в настоящее время рассматриваются 2 варианта самолета — беспилотный и пилотируемый, каждый из которых сможет нести в том числе комплекс наступательных вооружений. Оружие, которое можно будет использовать с самолета SR-72, Lockheed Martin планирует продемонстрировать в 2018 году. Речь, главным образом, идет о новых облегченных ракетах, так как при запуске на скорости полета 6 Махов им не нужна будет разгоняющая, а, следовательно, утяжеляющая их начинка.

Одной из задач новых гиперзвуковых самолетов SR-72 станет не только обеспечение США необходимой разведывательной информацией, но и увеличение военной силы государства. По словам руководителя программы Hypersonics Бреда Леланда, гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, смогут проникать в закрытое для полетов воздушное пространство вероятного противника и наносить ракетные удары в любой части континента, долетев до места назначения менее чем за 1 час.

По словам специалиста, именно скорость должна стать следующим ключевым показателем во всей мировой авиации нового поколения и будет оставаться приоритетом на протяжении нескольких ближайших десятилетий. Леланд считает, что данные технологии станут таким же переломным моментом, требующим смены «правил игры», каким в свое время стало массовое внедрение технологий по типу «стелс».

По словам Бреда Леланда, SR-72 на скорости полета 6 Махов сможет оставить потенциальным противникам США не только минимум времени на осуществление ответных действий, но и удивить их показателями высокой эффективности при использовании гиперзвуковых ракет. Так как для их пуска не потребуется ракетоноситель, скорость таких ракет сможет в 6 раз превысить скорость звука, а конструкция ракет будет значительно легче, причем не только в плане веса, но и с точки зрения самого строения ракеты.

Сердцем нового самолета должна стать, как ее называют в компании Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы. Она будет сочетать в себе технологию двигателя гиперзвукового летательного аппарата HTV-2 (Hypersonic Technology Vehicle), который мог развить скорость полета в 20 Махов (около 24 500 км/ч) во время проведения тестовых испытаний. SR-72 получит 2 двигателя, каждый из которых, по сути, будет являться двойным. В двигателе будет использована сложная объединенная конструкция, состоящая из сопла и воздухозаборников, подключаемых к двум различным источникам питания, что позволит добиться значительного снижения лобового сопротивления воздуха.

На проработку конструкции будущих двигателей и их внешнего вида компании Lockheed и Aerojet Rocketdyne потратили 7 лет совместной работы. К настоящему времени Skunk Works разработала и испытала ряд важных систем перспективного беспилотника, включая элементы комбинированной силовой установки аппарата, которая позволит ему выполнять полеты на скорости шести чисел Маха, что составляет 7,4 тысячи километра в час.

По оценке компании, наибольшую сложность в проекте представляет диапазон от 2,2 до четырех чисел Маха. В силу особенностей конструкции турбореактивные двигатели, используемые на современных истребителях, не могут разгонять самолет быстрее 2,2 числа Маха. В то же время прямоточные воздушно-реактивные двигатели не могут «подхватывать» полет на скорости ниже четырех чисел Маха.

Со своей стороны руководитель подразделения Skunk Works компании Lockheed Martin Роб Вайсс, предсказавший завершение работ над SR-72 в течение 10 лет, заявил в интервью изданию Flightglobal, что проектирование беспилотника является и наиболее дешевым способом разработать двигательную установку, которая позволит летательным аппаратам развивать скорости от шести до 20 чисел Маха — то есть до 24,7 тысячи километров в час.

Как говорилось в более ранних материалах Aviation Week, SR-72 призван восполнить пробел в американской стратегии преодоления современных противоракетных систем (ПВО). Есть опасения, что стремительно развивающиеся системы противосамолетной борьбы и противоспутникового оружия в РФ и Китае в отдельных случаях могут усложнить работу стелс-самолетов США. Эту проблему помогут преодолеть технологии, принципиально отличающиеся от инструментов стелс, активно используемых в современных летательных аппаратах пятого поколения, таких как F-22 и F-35: высокоскоростной SR-72 сможет проникать во вражеское воздушное пространство, поражая цели прежде, чем противники смогут обнаружить и перехватить его. В связи с этим в 2013 году представители Lockheed Martin отметили, что не будут уделять особенное внимание технологиям малозаметности при проектировании SR-72, поскольку гиперзвуковой полет можно считать своего рода альтернативой малозаметности.

Lockheed Martin планирует завершить разработку беспилотной версии гиперзвукового аппарата SR-72 к середине 2020-х годов. Работа над проектом SR-72 согласуется с планами ВВС США получить к 2020 году ударное гиперзвуковое оружие, а к 2030 году поставить на боевое дежурство гиперзвуковой разведывательный самолет, способный гарантированно проникать в хорошо защищенное воздушное пространство. Стоимость разработки и производства одного опытного образца SR-72, составит менее одного миллиарда долларов.

Что касается пилотируемого аппарата на базе SR-72, то его планируется построить уже в следующем году и впервые испытать в 2023 году. Предполагается, что серийный SR-72A, который планируется выпускать к 2030 году, будет в 2,5-3 раза крупнее и в 8-10 раз тяжелее «прототипа».

Уникальные возможности SR-72

В этой связи издание The Avationist анализирует возможности новейшего аппарата, назвав «оглушительным» молчание со стороны Lockheed Martin по поводу недавних испытаний SR-72: автор уверен, что, если бы испытания завершились ничем, то компания прямо заявила бы об этом, а не воздерживалась от комментариев.

По словам автора публикации Тома Демерли, SR-72 будет обладать четырьмя уникальными возможностями в рамках концепций гарантированного проникновения в среду ПВО и глобального удара.

Во-первых, высокое качество получаемых данных разведки. Как известно, актуальность и качество любой собранной разведывательной информации являются весьма неудовлетворительными, если противник оказывается осведомлен о факте ее сбора. SR-72 имеет в этой области существенное преимущество перед аналогами благодаря тому, что он способен собирать разведданные в режиме предельной скрытности за счет сверхвысоких скоростей. Аппарат повысит качество мониторинга вражеских секретов уже по той причине, что противник не будет знать, что его оперативная система безопасности была скомпрометирована.

Во-вторых, сверхвысокая скорость SR-72 позволит ему молниеносно переместиться в зону разведки и в режиме реального времени транслировать оператору собранные данные.

В-третьих, противнику будет крайне трудно перехватить SR-72 даже в том случае, если ему удастся обнаружить его. Здесь следует упомянуть, что предшественник SR-72 — самолет SR-71 — за счет высокой скорости (выше трех Махов) и высоты мог оставаться недосягаемым для большинства ракет и самолетов-перехватчиков. Однако прогресс в обнаружении, тактике, авиации, авиационном оружии и ракетах наземного и воздушного базирования привел к тому, что прежних скоростей недостаточно для того, чтобы уйти от противника.

В-четвертых, беспилотный SR-72 избавит людей от необходимости рисковать жизнями и принимать решения в среде со сверхбыстрыми скоростями. В случае, если стратегические ударные платформы вроде МБР и крылатых ракет пойдут в атаку, именно робот, спроектированный как стратегический ударный актив с ультра-высокоскоростным двигателем и глобальным диапазоном охвата, способен взять на себя техническую часть задач и тем самым сохранить человеку время на приятие верного решения в глобальном и локальном конфликте.

Определив эти четыре момента, Демерли описал те регионы, в которых мог бы использоваться SR-72.

Во-первых, речь идет о КНДР, которая продолжает стремительно двигаться к созданию ядерного оружия, способного угрожать континентальной части США. SR-72 мог бы стать решающим фактором в том, что касается превентивного удара по Пхеньяну и своевременного реагирования на враждебную активность Северной Кореи.

Во-вторых, SR-72 отлично справился бы с задачей тайного мониторинга иранской ядерной программы. Хотя орбитальные разведывательные средства могут обеспечить отличную визуализацию по всему спектру — от видимого до инфракрасного до электронного излучения, — разведывательный спутник имеет недостатки: он не может собирать образцы атмосферы, которые являются ключевыми для обнаружения признаков ядерных испытаний. В этом смысле гораздо более адекватным было бы задействование более динамичной, высокоскоростной, низко летящей платформы, которая была бы куда гибче спутников-шпионов.

В-третьих, Сирия: хотя тесное взаимодействие США с Россией в сирийском конфликте пока что дает результаты, все же потенциал серьезных инцидентов по-прежнему имеется. Разведдеятельность SR-72, скрытно проведенная в отношении сирийских и российских активов в режиме реального времени, поможет до минимума снизить риск случайных столкновений, а также предоставит Соединенным Штатам исключительную информацию, недоступную другим участникам ситуации.

В-четвертых, следует иметь в виду развивающийся глобальный театр с участием РФ, Китая и других держав. Как известно, Соединенные Штаты географически изолированы от ключевых конфликтных регионов в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. С одной стороны, океаны защищают США. С другой стороны, удаленность от потенциальных противников вынуждает США иметь на вооружении аппараты с большой дальностью действия и высокой скоростью. SR-72 полностью соответствует этой концепции упреждения конфликтов по всему миру.

Легендарный SR-71 — предшественник SR-72

Проект SR-72 был впервые представлен компанией Lockheed Martin в 2013 году. Перспективный аппарат разрабатывается в качестве замены списанным в 1998 году разведывательным пилотируемым самолетам SR-71 Blackbird. Последний мог развивать скорость до 3,2 числа Маха за счет комбинированных силовых установок.

Прежде всего, следует отметить, что SR-71, усовершенствованную версию которого теперь готовят американские производители, в 1976 году установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с турбореактивными двигателями — 3529,56 км/ч. Среди его достижений оказался и рекорд высоты в горизонтальном полете — 25929 м.

Благодаря своим возможностям он оказался единственным самолетом, против которого северовьетнамская — то есть советская — система ПВО оказалась бесполезной. Согласно открытым источникам, данный аппарат участвовал в разведке во Вьетнаме и Северной Корее в 1968 году, и одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия в глазах вьетнамцев, но произведённые несколько пусков ракет по SR-71 были безрезультатными. После появления на вооружении СССР более совершенного ПВО SR-71 был снят с вооружения, и ему на смену пришел стелс-монстр B-2 Spirit: как и более современные военные стелс-самолеты (F-22 и F-35) он уворачивается от ПВО не за счет сверхбыстрого перемещения, а посредством технологий невидимости. Последние, как указывают американские разработчики, способны преодолевать любые перспективные российские ПВО, в том числе С-300 и С-400.

Тем не менее, в период боевого использования в условиях холодной войны Blackbird зарекомендовал себя как весьма эффективный аппарат: он выполнял разведывательные полёты над территорией СССР и регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8-12 подходов к воздушным границам страны. Известно и о других его миссиях: он работал над воздушным пространством Кубы, а в 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Применялся SR-71 и в гражданских целях: самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Читать еще:  Какие блюда можно приготовить в пароварке и как их готовить

Учитывая, что в SR-72 будут применены как новейшие технологии XXI века, так и уже испытанные преимущества SR-71, можно с уверенностью сказать, что он станет одним из важнейших стратегических активов Соединенных Штатов в сдерживании угроз со стороны России, Китая, Ирана, КНДР и других игроков, представляющих для Америки угрозу.

Наша «ИГЛА» полетит быстрее, чем Х-43 в США!

19 апреля мы рассказывали о новой американской разработке — гиперзвуковом самолете «Хайпер-Х», который сможет всего за четыре часа облететь Землю. Если, конечно, испытания пройдут успешно. Тогда же мы пообещали опубликовать рассказ научного обозревателя «Комсомолки» Ярослава ГОЛОВАНОВА о российской сверхскоростной авиации. Итак. Какой двигатель быстрее? На самом деле в середине мая летными испытаниями гиперзвуковой модели беспилотного летательного аппарата Х-43 США попытаются прервать монополию московского Центрального института авиационного машиностроения (ЦИАМ) на проведение подобных испытаний, начатых у нас почти 10 лет назад. В 80 — 90-х годах в США да и во всем мире много писали о программе NASP, в результате реализации которой должен был быть построен космический самолет, способный стартовать прямо с Земли с двигателем S — прямоточным двигателем со сверхзвуковым горением. В 1992 году программу остановили, ухлопав кучу денег. Американские специалисты не считают, что время было потрачено зря. Они действовали по логике петуха, который бежит за курицей: «не догоню, так хоть согреюсь». К тому же в разговорах о финансировании был использован многократно проверенный довод: «Если мы не будем этим заниматься, русские нас обгонят». (Впрочем, наши специалисты тоже не раз использовали подобный ход.) Так вот на то время русские их действительно обогнали. Конкурент ракеты Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), тот, на котором летают в космос, берет на борт ракеты и горючее, и окислитель (жидкий кислород, азотная кислота или другие соединения). Воздух земной атмосферы ему не нужен — он только мешает: уже Циолковский знал, что ракеты лучше всего полетят в пустоте. Но неразумно расставаться с даровым окислителем, каким является кислород атмосферы. На скоростях до М=3 кислород земной атмосферы успешно используют привычные авиационные двигатели. Но подсчитано, что двигатель S может конкурировать даже с ЖРД по крайней мере до М=15. S, как и ПВРД, это тоже труба с форсунками, но рассчитать эту трубу методами классической аэродинамики невозможно. Тут мы имеем пример отставания теории от потребностей практики. Нет, например, стройной теории турбулентности (завихрений разного рода) газовых потоков, потому что для теоретических расчетов в этой области в электронных «считалках» нужно иметь почти столько же ячеек памяти, сколько молекул газа в самом турбулентном потоке. (Впрочем, так часто бывало. Вспомните, например, как отстает теория детонации от практических достижений, скажем, в области поршневых автомобильных двигателей.) Стоимость и сложность создания испытательных стендов для гиперзвука оказывались абсолютно фантастическими. Так что вся надежда была на реальные, полетные эксперименты. Этот испытательный полет и был проведен впервые в мире ЦИАМом с участием ряда других организаций России и Казахстана на полигоне Сары- Шаган (рядом с озером Балхаш ) 27 ноября 1991 года. В США быстро поняли, что с Земли самолет только с гиперзвуковым двигателем S взлететь не сможет. Модель этого двигателя американцы собирались разгонять с помощью уникального сверхзвукового самолета Х-15. Но самолет разбился, и испытания не состоялись. В ЦИАМе решили идти более простым путем: связались с замечательным, ныне, увы, покойным конструктором зенитных ракет, дважды Героем Социалистического Труда, академиком Петром Дмитриевичем Грушиным , который руководил конструкторским бюро «Факел». На «Факеле» ЦИАМ получил серийные зенитные ракеты, за границей известные под кодом SA-5. С них снимали боеголовки и на их месте устанавливали гиперзвуковую модель, названную у нас «Холод». Испытания прошли успешно, доказав, что идея двигателя S не утопия, а реальность. Все начиналось с «Холода» Испытания заинтересовали французов, которые помогли своими франками, и в ноябре 1992-го, а потом в марте 1995 года состоялись новые испытания «Холода». Затем подключились и американцы, поняв, что, пока они теоретизируют на Земле, русские уже летают. С их финансовой поддержкой в сентябре 1997-го и феврале 1998 года были проведены новые летные испытания. Время работы опытного двигателя S от года к году возрастало: с 27 секунд на первом испытании до 77 на последнем. Росла и скорость модели. Но принципиально большие скорости требовали уже новую летающую лабораторию. Тогда и заговорили об опытном аппарате «ИГЛА». — «ИГЛА» расшифровывается довольно просто: «Исследовательский Гиперзвуковой Летательный Аппарат», — рассказали мне в ЦИАМе. — Существует макет этого планера с двигателем S, работающим на жидком водороде. Его длина 8 метров. Стартовать он будет с помощью уже баллистической ракеты. Программа рассчитана на 10 запусков, которые стоят от 30 до 50 миллионов долларов. Мы надеемся достичь скорости, в 10 раз превышающей скорость звука. — Когда можно ожидать полета первого пилотируемого гиперзвукового самолета? — Американцы пишут, что лет через 15. На самом деле никто на этот вопрос вам сегодня не ответит. Очень многое зависит от финансирования. Вы должны понять, что это абсолютно новая область авиационной техники, и весь ее предшествующий опыт имеет в данном случае ценность весьма относительную. — Что можно сказать о майских испытаниях Х-43? — Х-43 — аппарат более скромных размеров, чем наша «ИГЛА». Его длина — 3,6 метра («ИГЛА» почти 8 метров). Разгонять его будет по отработанной в России практике ракета, стартующая из-под крыла бомбардировщика Б-52. Эти испытания очень ответственные: ведь создание маленького Х-43 обошлось в 180 миллионов долларов. Поэтому по техническим причинам они неоднократно откладывались, но мы надеемся, что в мае они все-таки состоятся. Искренне желаем американцам успеха. Ведь мы делаем одно общее дело: ищем пути в авиацию будущего. . У Жюля Верна есть роман «Вокруг света в 80 дней». Он был написан в 1872 году. А вдруг и на самом деле году этак в 2022-м люди будут совершать подобные путешествия за четыре часа?! Тогда получается, что скорость передвижения землян за 150 лет выросла почти в 500 раз! Круто! ИЗ ДОСЬЕ «КП» Что такое двигатель S? В 40-х годах уже прошлого века на смену поршневым моторам пришли ГТД – газотурбинные двигатели. С ними самолеты смогли увеличить свою скорость на сотни километров в час и перешагнуть через «звуковой барьер». Но оказалось, что и ГТД имеют свой предел, чуть превосходящий М=3. М – так называемое «число Маха» — отношение скорости полета к скорости звука. (М=1, значит, самолет достиг скорости звука.) Настало время так называемых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). На первый взгляд они очень просты. Это труба с форсунками, через которые в нее впрыскивается топливо. Для самолета важнейший параметр – тяга. Она определяется в реактивной авиации разницей между входной и выходной скоростями воздушного потока. Чем эта разница больше, тем больше тяга двигателя. Если разогнать самолет примерно до М=2 и включить «прямоточку», то она сумеет разогнать самолет до М=6. Дальше начинаются неприятности уже другого рода: в двигателе энергия набегающего воздушного потока превращается в тепловую. Возникают температуры, измеряемые тысячами градусов. Никакие материалы не выдерживают, и никакие системы охлаждения не помогают. Да и при слишком высоких температурах сам процесс горения уже не столь эффективен. В «прямоточках» горение в двигателе происходит на дозвуковых скоростях, а если оно будет происходить на сверхзвуке? Так, в конце 50-х годов родился новый, теперь уже международный, авиационный термин: «scramjet» – (S) — прямоточный двигатель со сверхзвуковым горением. Но оставался вопрос: кто первым создаст летательную машину, которую будут нести такие двигатели?

Читайте также

Как справиться с одиночеством в День всех влюбленных

Психологи рассказали, как избежать недоверие к окружающим и снижения самооценки

Росгвардия отметит парадом 100-летие фронтовика, кавалера высших наград СССР и США

Герой Советского Союза прошел всю войну, получил «Серебряную Звезду» от американского президента, и принял участие в Параде Победы 1945-го года [видео]

За что уволили губернатора Чувашии — за простодушие или «хамское отношение к людям»

В истории Михаила Игнатьева, заставившего пожарного прыгать за ключами от машины, разбирался обозреватель «КП» Владимир Ворсобин [Часть 1]

«Мама, я буду ходить»: двум смертельно больным детям из Крыма купили шанс выжить

Власти приобрели за 64 миллиона рублей препарат «Спинраза» для больных спинальной мышечной атрофией (СМА)

Почему Владимир Путин обошел по узнаваемости Дональда Трампа?

Тина Канделаки делится своими наблюдениями после изучения политических исследований

Грустный день рождения с разделением по материальному признаку

Или почему я больше не пойду в развлекательный центр на пейнтбол

В приоритете – благополучие и качество жизни северян

Глава Архангельской области Игорь Орлов отчитался о работе регионального правительства

Сибирский фермер строит агрогородок по белорусским технологиям

Это сделало его одним из самых успешных аграриев Иркутской области

ВДНХ и Ботанический сад создадут общую навигацию и экскурсии

Это будет сделано в рамках развития территорий как единого комплекса

«Сидел в камере с насильниками и наркоманами»: Директор парка львов «Тайган» рассказал о неделе в СИЗО

Теперь Олег Зубков планирует написать мемуары о тюремной жизни

УФАС Петербурга завело дело на оптовых поставщиков медицинских масок из-за роста цен в связи с коронавирусом

Спрос на повязки сильно вырос в связи с появлением нового вируса из Китая [фото]

Тайна пропавшей девочки. Следователи рассказали, как уже десять лет ищут в Перми Катю Четину

Версий много: утонула, похитили, убили, вывезли за границу. Разбираем самые вероятные. Эксклюзив «КП». [аудио]

Почему календарь к годовщине Победы порвал общество?

«Дети в крови!», «Дети на войне, это ужас!» — пишут пользователи. Наш спецкор Дмитрий Стешин отвечает им

13-летняя девочка стала матерью своим сестрам, когда родительница их бросила

На женщину завели уголовное дело [эксклюзив «КП», фото]

14 февраля дарим книги с любовью!

На этой неделе в России будут работать около 3 тысяч пунктов сбора детских книг

Поддельный Dior, липовые скидки и украденные пробники: как дурят в магазинах парфюмерии

Продавец-консультант с пятилетним стажем рассказала, как не попасться на уловки, выбирая духи

В Тюмени следователи отметили повышение коллеги лозунгами «Жизнь ворам!» и «АУЕ!»

Видео в сеть слил один из сотрудников тюменского СКР, и оно сразу же распространилось по социальным сетям [видео]

«Без кота я никуда»: чиновники из Забайкалья помогли эвакуировать рыжего британца из охваченного коронавирусом Китая

Хозяин котика связался с властями через горячую линию правительства и попросил помочь оформить документы для вывоза животного

Прокуратура отменила запрет женщинам посещать самый большой на Кавказе бассейн

Прокурор Каспийска Шамиль Магомедов отказался возбуждать дело в отношении руководства спорткомплекса

Эдгард Запашный: «Во всем мире животные возвращаются в цирк. Людям надоела ересь зоозащитников»

По мнению дрессировщика, после запрета цирков с животными, люди начнут отказываться и от домашних питомцев

«Мы столкнулись в аэропорту Уханя»: парень и девушка нашли любовь во время эвакуации из-за коронавируса

Сейчас они оба находятся в пункте временного содержания в Тюмени и называют эту эпидемию короLOVEвирус [эксклюзив kp.ru]

Превзошел Фаберже: Ювелир из Крыма создал уникальную коллекцию яиц с картинами Айвазовского

Мехти Исламов мечтает избавить полуостров от дешевых китайских сувениров [фото]

Аксенов вызывает операторов мобильной связи на разговор

Подключение крымчан к услуге MNP споткнулось о смену правительства России

Тюменский школьник в костюме химзащиты устроил пранк с «коронавирусом»

Творчество 15-летнего подростка не оценили, полиция возбудила против него административное дело [видео]

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector