Созданы роботы для работы в местах атомных аварий - kupihome.ru

Созданы роботы для работы в местах атомных аварий

Созданы роботы для работы в местах атомных аварий

Роботы-ликвидаторы: уникальная техника для Чернобыльской АЭС

Все началось с игрушки

Острая необходимость в использовании дистанционных средств разведки и диагностики при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС появилась практически сразу после начала работ на разрушенном блоке. Главной целью стало получить необходимую информацию, не рискуя человеческими жизнями. Однако все существовавшие на тот момент российские и зарубежные роботы – их было около десяти – оказались непригодны для работы в условиях объекта «Укрытие».


Испытание робота на полигоне в г.Чернобыль.

Агрегаты застревали в развалинах, из-за высокого уровня радиации они «сходили с ума», поскольку радиационные поля создавали помехи в электронных схемах, а кроме того, из-за подъема радиоактивной пыли при движении их было невозможно дезактивировать без риска для персонала.

Поэтому исследователям поначалу пришлось на месте из подручных материалов создавать роботов своими руками. Одним из самых известных примеров самодельных роботов стал пластмассовый игрушечный танк с кабельным пультом управления. Кабель заменили на более длинный, установили на игрушку дозиметр, измеритель температуры и закрепили мощный фонарь. По словам создателей, он стал чем-то вроде «охотничьей собаки», которая могла бежать на «поводке» перед исследователями, предупреждая их об опасности. Что немаловажно, он довольно легко отмывался от радиоактивности и смог прослужить до весны 1987 года, после чего был захоронен на блоке. А принцип вынесения электронной начинки в безопасную зону при помощи кабеля в будущем лег в основу специализированных агрегатов.


Наладка одного из роботов в лаборатории (г.Чернобыль).

Пылеподавление, разведка, монтаж

Разработка специальных робототехнических устройств началась только к концу 1989 года, когда была получена основная часть информации о состоянии конструкций внутри «Укрытия», местоположении и физико-химических свойствах топливосодержащих материалов (ТСМ). Задачу поручили Лаборатории физико-химических проблем ядерной энергетики Курчатовского института, а в составе Комплексной экспедиции была создана специальная лаборатория. Их сотрудники приступили к конструированию дистанционно управляемых самоходных агрегатов (ДУСА) для проведения разведки и дезактивации помещений «Укрытия». После создания в 1992 году Межотраслевого научно-технического центра «Укрытие» лабораторию преобразовали в Отдел дистанционных комплексов и технологий при нем.

Транспортные пути,рельсы(1), проложенные для передвижения ДУСА в центральном зале
и выходящие из выбитого окна пультовой (2).

Основные ДУСА можно поделить на три типа: агрегаты для пылеподавления, роботы для подготовительных и монтажных работ, а также разведчики. В основу большинства агрегатов были положены самоходные платформы, способные преодолевать препятствия высотой до 150 мм, выдерживать углы подъема ≤30% и двигаться по сыпучим и вязким покрытиям. Весили они от 30 до 50 кг, могли нести от 50 до 100 кг и передвигались со скоростью от 0,6 до 2,5 м/мин. Узлы пультов управления и бортовая автоматика были унифицированы благодаря специально разработанной единой системе передачи кодированных команд на борт установки.

Большой вклад маленьких ДУСА


ДУСА для очистки воздуха в помещениях «Укрытия» от пыли.

Первыми на объекте «Укрытие» применили роботов ТР-1, которые осаждали радиоактивные аэрозоли при помощи специальных растворов и наносили пылеподавляющие покрытия на стены, потолок и оборудование. Для этого на подвижную платформу установили специально сконструированную распыляющую установку. Несмотря на относительную простоту конструкции, применение ТР-1 позволило уменьшить коллективную дозу персонала примерно на10 тысяч мЗв.


ДУСА для отбора проб ТСМ и бетона — ТР-2 во время работы в пом.308/2.

При разработке плана по преобразованию «Укрытия» в экологически безопасную систему, одним из важнейших был вопрос о количестве и классификации радиоактивных отходов. В частности, надо было установить глубину проникновения топливной пыли в бетонные конструкции. Для этого был использован ДУСА ТР-2, который представлял собой смонтированную на шасси буровую установку. Агрегат позволял отбирать пробы в виде кернов диаметром от 8 до 60 мм с глубины до 200 мм. Движение и бурение специалисты за пультом отслеживали через черно-белую телекамеру.


ТР-4 передвигается в транспортном положении,
поднята только телекамера (она также может быть сложена).

К концу 1990 года была создана еще одна буровая установка с глубиной отбора проб до 600 мм – ТР-4. Бурение производилось без использования промывочных жидкостей, что исключало вымывание фрагментов и образцов. Буровая головка установки могла придавать буровому инструменту как вращательное, так и ударное перемещение. На пульт управления помимо видеоизображения с робота поступали сигналы о срабатывании устройства подачи буровой головки и ее температуре. Чтобы робот мог добраться до нужного места через щели и провалы, буровое и телевизионное оборудование находилось в сложенном состоянии и разворачивалось в рабочей зоне. При помощи ТР-4 впервые были отобраны «горячие» керны из вертикальных скважин.

К маю 1994 года специалисты разработали многофункционального робота с универсальной рабочей платформой и сменными навесными приспособлениями: клещевым захватом, абразивным кругом, грузоподъемными вилами, ковшом для сбора материалов и рядом других инструментов. Клещевой захват позволял ТР-7 поднимать и удерживать груз весом до 50 кг и диаметром до 150 мм. При помощи резака с абразивным кругом робот отделял фрагменты металлоконструкций. Уголковыми вилами он переносил грузы, а ковш использовался для сбора сыпучих материалов.

Для телевизионной разведки по заданному маршруту с одновременным измерением мощности экспозиционной дозы (МЭД) был сконструирован ТР-10. На нем смонтировали черно-белую и цветную телекамеры, прожектор, и направленный в пол дозиметр, позволявший в реальном времени контролировать МЭД. Телевизионный блок мог поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ± 90 0 , а в вертикальной плоскости на угол ± 30 0 .

Там, где тележка не промчится

Тележки могли проникнуть далеко не всюду, например, в превратившиеся в развалины центральный зал и подаппаратное помещение 305/2. Но именно эти места представляли наибольший интерес с точки зрения обнаружения ядерного топлива, оставшегося в «Укрытии».


«Тележка» разворачивается на месте.

Тогда сотрудники Комплексной экспедиции предложили проложить специальные рельсы, и уже по ним пустить роботов с телекамерами и прожекторами. В 1990 году такие устройства были изготовлены. Из-за целого ряда трудностей в полной мере их использовать не удалось, но они позволили получить важную информацию о состоянии конструкций и скоплениях ТСМ в подаппаратном помещении. В дальнейшем при проведении разведки обследованных этими роботами помещений специалисты всегда опиралось на данные, полученные с их помощью.

Для обследования обшитых металлом помещений в 1990 году был создан магнитоход, который благодаря мощным самарий-кобальтовым магнитам мог нести значительный вес. Сдвоенные колесные блоки увеличивали надежность зацепления при преодолении сварных швов и фрагментов немагнитных покрытий. Также он мог буксировать прицеп с детекторами и отцеплять его в заданном месте.

Читать еще:  Рейтинг электрических накопительных водонагревателей 2018 года по отзывам, качеству и надежности


Магнитоход в лаборатории.

С помощью магнитохода на «Укрытии» устанавливались тепловые датчики в помещениях парораспределительного коридора. Кроме того, он помог измерить величину МЭД на северной контрфорсной стене, где были установлены восемь электронных дозиметров типа PD-3i.

Заокеанский гость

Поскольку Чернобыльская катастрофа стала событием мирового масштаба, агрегаты для «Укрытия» разрабатывали не только российские и украинские специалисты. Департамент энергетики США и НАСА специально для работ на ЧАЭС создали многофункционального робота Pioneer. Он состоял из самоходной тележки, системы управления и распределения энергии, системы дистанционного наблюдения с трехмерным картографированием, системы контроля состояния окружающей среды, манипулятора и бурового устройства для отбора образцов бетона.

Четырехсотметровый кабель с пятью герметически закрытыми блоками позволял управлять Pioneer с безопасного расстояния. Робот умеет оценивать целостность конструкций «Укрытия», резать и доставлять образцы пола и стен.

Главный его недостаток – высокая стоимость, которая оценивается в 3 миллиона долларов. Комплекс Pioneer передали Украине еще в 1998 году, но до сих пор он на «Укрытии» так и не применялся и находится в учебном центре Славутича.

Как это ни парадоксально, но колоссальный опыт Чернобыля не был учтен при ликвидации последствий аварии на «Фуккусиме-1» в 2011 году. Точно также как и советские ученые, японцы столкнулись с тем, что роботы оказались не способны вести разведку в условиях высоких радиационных полей. Дорогостоящие аппараты моментально выходили из строя. Привлеченные к работам французские и американские агрегаты также потерпели неудачу, вынудив отправлять в загрязненные радиацией помещения людей. А ведь весь этот тяжелый путь был уже пройден, колоссальный опыт накоплен и основные решения выработаны. Роботы на Чернобыльской АЭС не просто проделали титаническую работу, как и создавшие их люди, но и помогли сохранить человеческие жизни.


Робот, созданный
специалистами региональных университетов Чиба и Тохоку (Япония) специально для работ внутри разрушенных реакторов АЭС «Фукусима -1».

zov_24

Блог простого мизантропа

Блог простого мизантропа — путешествия, туризм, сталкинг, дигг.

Машины и роботы в ЧЗО


В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической — технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о «технике судного дня». Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, — не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.

Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники — уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто — большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС «Дуга». Пожарная машина — возле ВНЗ «Круг». Под Копачами есть троллейбус. Это «эхо» непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню — заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.

Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я лично полностью отвергаю.Ю. Щербак в документальной повести «Чернобыль» писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом.

Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг — осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно «светился» сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.

Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да — забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно.

Чернобыльская маршрутка — БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.

Командно-штабная машина «Ладога» использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, «Ладога» только вела наблюдение. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.

Инженерная машина разграждения (ИМР) — одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла, уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки «Клин», работавшие под самым 4-м блоком.

В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.

Читать еще:  Какие бывают виды швейных машин


Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.

КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади — новая «арка». На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это «грязная» техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё — только могильник.


Фото с сайта — chzo86.narod.ru

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию — ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями — как вот эта «Красноярск». Впрочем-то, на лицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.

Трактор «Федя» (в девичестве — «Владимирец»). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.

Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном.


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.

Останки радиоуправляемого бульдозера «Komatsu». Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода «Юпитер» на окраине Припяти.

Самый спорный робот, информации по которому нет чуть более, чем вообще. Две самых популярных версии: что это Komatsu (тот самый бульдозер-амфибия, что мог работать под водой, но «сварился» на крыше ЧАЭС), или же, что это горнорудный робот советского производства. Руку на сердце — в первую версию я не верю, ведь колёсный движитель под водой, ИМХО, ущербен. Так что если это и Komatsu — то никак не связанный с водой. Больше всего машина подходит под описание нескольких безымянных роботов-перевозчиков.

РТК «Авангард» — изначально машина использовалась в горнодобывающей промышленности. В ЧЗО была доработана для уборки радиоактивных завалов и разведки.

Манипуляторы MF-2 и MF-3 немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.

С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот Joker, оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков, так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.

Платформа, на которую возлагались большие надежды (есть предположение, что это РР-Г1 — если нет — поправьте). Доводка робота велась прямо на заводе «Юпитер» в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС

Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа («Чернобыль-Тур») ездила, например, на синем «Неоплане». Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет — после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром — было в пределах нормы.

Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот «Мерседесах». Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.

Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались «Таврии» с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В 1962 году Центр специальных вооружений (Special Weapons Center) американских ВВС впервые продемонстрировал чудовищного робота, весом в 77 метрических тонн, созданного для проведения работ в условиях высокого уровня радиации. Этот робот, получивший название «Beetle», был предназначен в первую очередь для выполнения монтажных и ремонтных работ на двигателях стратегических бомбардировщиков с ядерной энергетической установкой, самолетов, которым так и не суждено было появиться в реальности.

Особое внимание при конструировании этого робота было уделено его манипуляторам, которые получились настолько точными и ловкими, что при их помощи можно было взять куриное яйцо, не повредив его хрупкую скорлупу.

Читать еще:  Как снять верхнюю крышку стиральной машины индезит: пошаговая инструкция

Фото 2.

Несмотря на достаточно большие габариты кабины, человек-пилот находился внутри этого робота в достаточно тесных условиях, ведь он был окружен защитным свинцовым слоем, толщиной в 30 сантиметров. Для поддержания комфортной температуры внутри кабины у робота был резервуар, в котором находилось три тонны охлажденного воздуха. Кислород, необходимый для дыхания человека, хранился в баллонах высокого давления, а его запасов было достаточно на 8 часов непрерывной работы.

Робот Beetle является невероятно сложным устройством, суммарная длина всех проводов, соединяющих его отдельные узлы и агрегаты в общую электрическую схему, составляет 640 километров. Стоимость этого робота в то время составляла 1 500 000 долларов и из-за его сложности этот механизм очень редко находился в состоянии полной работоспособности. Большую часть времени своего существования он провел в состоянии «перманентного ремонта».

Фото 3.

Несмотря на то, что программа создания авиации с ядерными двигателями была свернута в 1961 году, специалисты американских ВВС продолжали работу и планировали в будущем создание подобных роботов следующего поколения, меньших размеров, меньшего веса, более легких в управлении и роботов, способных действовать при помощи систем дистанционного управления.

В конце концов, робот Beetle был передан в НАСА для его использования в программе по созданию ракет с ядерными двигателями. Но и там его возможности не были использованы из-за ненадежности его конструкции и реализации некоторых инженерных решений.

Фото 4.

Всего было разработано три машины. Эта — Beetle, машина с манипуляторами, построена General Electrics. Еще была Masher на экранированном шасси БРЭМ Т-51 Tank Recovery Vehicle, и Bat — экранированный тягач Coleman Tow Vehicle

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Если же мы уже начали разговор про промышленную радиацию, то вот вам еще интересная инфа. Вот например Атомные реакторы на торговых судах и Атомный самолет еще вспомним А что было у США ? Узнайте про Потерянные атомные бомбы и про то, как использовали Отвертку как предохранитель от ядерного взрыва

Фукусима — место, где пасуют роботы

Как известно, основное предназначение роботов — это замена людей там, где речь идет об опасной, грязной и тяжелой работе. По крайней мере так считалось на заре робототехники, да и сейчас роботизация соответствующих направлений остается важной задачей. Мало что сегодня может быть более опасным, чем работа в условиях жесткой радиации. И в этой области пока что сложно говорить о крупных успехах робототехники. Несмотря на то, что роботов для осмотра или разборки завалов на Фукусимской атомной станции проектируют ведущие робототехники из разных стран мира, результаты работы на развалинах посылаемых туда роботов, далеки от удовлетворительных. Даже лучшие из роботов не могут удовлетворительно работать в условиях жесткой радиации, к тому же они не справляются с завалами, образованными остатками разрушенных сооружений и осколками ядерного топлива.

Напомню, что фукусимская атомная электростанция в Японии в 2011 году получила сильные повреждения из-за 9-балльного землетрясения и сопутствующего ему цунами. В результате прилшлось отселить из района бедствия более 100 тысяч местных жителей. Это вторая из случавшихся в мире крупных аварий с серьезными последствиями после нашего Чернобыля.

Перед Японией стоит задача ликвидации последствий аварии, в частности, консервация второго реакторного блока. Уровень радиации на станции остается очень высоким, настолько, что использовать людей на операциях по разбору завалов практически невозможно. В феврале 2017 года была предпринята очередная попытка задействовать на втором блоке очередного робота. Но и на этот раз попытку пришлось прервать, поскольку робот оказался блокирован обломками — осколками ядерного топлива и фрагментами развалин. Две предыдущие попытки также завершились ничем — одни робот угодил в яму и застрял, другой также пришлось бросить после бесплодных шестидневных поисков фрагментов топлива. Всего за последнее время потеряно уже 7 досмотровых роботов.

Роботов посылает компания TEPCO (Tokyo Electric Power Company), организующая работы по устранению последствий аварии. На втором блоке задействуют, в основном, роботов Tosiba — это досмотровые роботы, но компания также ведет разработку и испытания роботов для разбора завалов.

В целом Фукусима за эти пять лет превратилась в своеобразный полигон с самыми жесткими условиями для испытаний роботов — здесь побывало несколько десятков различных моделей роботов. Это летающая, ходящая, ползающая и перемещающаяся под водой техника. Всё это разнообразие можно разделить на два типа — диагностирующие роботы, которые помогают оценить ситуацию в зданиях и в реакторе, а также «рабочие роботы», которые занимаются физическими операциями, например уборкой мусора и удалением топливных стержней.

Проблему создает высокий уровень радиации — 530-650 зивертов в час. Между тем, даже доза в 4-10 зиверта по мнению специалистов из National Institute of Radiological Scienced приводит к смерти получившего её человека за несколько дней или недель. Опасаясь радиации, компания Jeju Air из Южной Корее отказалась от использования фукусимского аэропорта. К роботам радиция также немилосердна — она нарушает работу полупроводниковых устройств, приводя к их необратимым повреждениям. Представить себе современного робота без электроники — просто невозможно.

Досмотровый робот Toshiba похож на скорпиона.

Длина робота-скорпиона Tosiba — около четверти метра. Он оснащен цифровыми камерами и сенсорами. Фото: AFP-JIJI

В Toshiba также разработан и испытан другой робот, предназначенный для удаления элементов радиоактивного топлива. Это ему предстоит работать после того, как досмотровый робот поможет составить карту завалов.

Третий робот Toshiba — это гигантская конструкция, которая должна удалить топливные стержни из модуля 3.

Это также телеуправляемый робот, состоящий из двух массивных платформ высотой в пару этажей. Этого робота Toshiba разрабатывала совместно с ее американским подразделением Westinghouse. Его планируется доставить в Фукусиму морем и поместить на крышу третьего блока, разрушенного при взрыве водорода в 2011 году. Робот оснащен мощными механическими захватами, которые в теории должны справиться с разборкой завалов, затем с извлечением топливных элементов со дна бассейна — одна рука может захватывать топливные сборки, другая — резать различные объекты. Робота доставят на объект, вероятно, во второй половине 2017 года.

В TEPCO по-прежнему намерены отправить на второй блок очередного досмотрового робота, без этого не получится переходить к второй фазе работ, намеченной на 2021 год, — очистке блока от завалов и радиоактивного заражения. Так что роботы продолжат героически умирать, если только инженеры не придумают какое-то прорывное решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector