Увлажнитель для гитары: зачем нужен, типы, как сделать своими руками - kupihome.ru

Увлажнитель для гитары: зачем нужен, типы, как сделать своими руками

Уход за гитарой и правила ее хранения (часть 2: средства по уходу за гитарой и их использование)

Здравствуйте, господа! В этой теме я хотел бы рассказать Вам о специальных средствах, которые помогут Вам держать Вашу гитару не только в рабочем состоянии, но и в приличном эстетическом виде. Если Вам удалось соблюсти все правила ухода и хранения, описанные в первой части, то пора переходить к бережному и ласковому уходу за Вашей гитарой, ведь Вам, уверен, нравится играть на гитаре, когда она не только хорошо звучит, а и прекрасно выглядит. Внешний вид гитары – лицо гитариста, который на ней играет. Итак, перейдем к разбору операций, которые нужно проводить между занятиями по гитаре и средств, при помощи которых эти операции мы будем осуществлять.

Борьба с гитарной пылью

Да, друзья. Как Вы не старайтесь поддерживать гигиену помещения, где хранится Ваша любимая гитара, все равно, старая фраза: «Откуда берется пыль и куда деваются деньги?» подтверждается ежедневно миллионами людей на нашей планете. Чем чаще Вы играете на гитаре, тем меньше она пылится за счет так называемого самоочищения рукавами и прочими деталями одежды гитариста. Но, что бы Вы не делали, а голова грифа и место под струнами возле подставки (бриджа) всегда будет пылиться из за недостатка описанного выше самоочищения. Эта пыль в принципе безвредна для гитары, но от нее портится красивый эстетический вид Вашего инструмента. Мне доводилось видеть в некоторых музыкальных магазинах Киева дорогие гитары, висящие без ухода уже, видимо, довольно долгое время. Визуально толстый слой пыли отнимал у гитары хороших 20-30% стоимости из-за ненадлежащего товарного вида. Для сравнения, скажу, что есть магазины, где впереди на витрине висят китайские гитары низкого качества, блестя на 20-30% дороже прайса. Как с этим бороться? Обычная сухая тряпка, дорогие гитаристы! Хоть натуральная, хоть синтетическая. Неплохо работает в этом случае микрофибра. Только будьте предельно осторожными! Заведите специальную тряпку для гитары и используйте её только для протирания гитары. При этом храните её в отдельном пакете или коробке и, после каждого удаления пыли с Вашей гитары, старайтесь её прополоскать проточной водой. Если не соблюдать эти условия, то грубые крупные частицы пыли, застряв в волокнах ткани, будут работать как мелкий абразив, царапая лак, оставляя крупные круговые полосы на поверхности Вашей любимой гитары. Если эти царапины все же появились, то Вам нужно средство, описанное в следующем пункте.

Гитарный полироль

Именно «гитарный». И это не маркетинговый ход, чтобы нажиться на полиролях Dunlop, Ernie Ball и других. Это средства, разработанные специально для нежного инструментального лака, который тонким слоем покрывает Вашу гитару, защищая от вредного влияния изменения влажности и перепада температур. Обычные бытовые полироли (Pronto и др.) использовать не рекомендуется, так как они могут разрушать гитарное покрытие. Приобретать полироль лучше сразу в комплекте со специальной тканью для нанесения средства. Способ нанесения прост: брызгаем немного на ткань и втираем в корпус круговыми движениями. Гитара – не окно и не шкаф. Не нужно брызгать на корпус и растирать. Повторяю: на ткань, тканью – втирать. Рекомендуется использовать полироль чаще, чем раз в год, как это делают многие гитаристы «под настроение». Вы можете натирать гитару хотя бы 2-4 раза в месяц. Особенно это касается акустической гитары, так как слой лака на ней немного тоньше, чем на электрогитаре, общая площадь корпуса больше, дерево тоньше. Поэтому все виды акустических гитар (классическая, эстрадная и джазовая) сильнее подвержены влиянию окружающей среды. Не ленитесь. Полируйте гитару и она осчастливит Ваш взор прекрасными яркими бликами света.

Гитарный воск


В местах, где с покрытия Вашей гитары сцарапан лак, полироль не поможет. Наоборот, он может усугубить положение, ведь он – жидкий и, если Вы на кусок полировочной ткани брызните слишком много этой жидкости и приметесь полировать места сильных царапин, то попросту увлажните гитару в этих точках до 100%. С таким же успехом можете выдавить пипеткой несколько капель воды в места сколов и трещин. Здесь нужна защита понадежнее. Самый лучший вариант – отнести мастеру на перекрытие лаком. Стоит это очень дорого (100-300$) и не всем по карману. Если царапины небольшие, то можно обойтись специальным воском, который, будучи более густым, чем полироль, герметизирует царапины и сам обладает эффектом полироли. Некоторые царапины он может даже скрыть полностью и Вы о них забудете, пока средство не сотрется.

Хочу выделить несколько врагов гитарного покрытия:

  • Пряжка ремня
  • Пуговицы на одежде, включая рукава
  • Молнии верхней одежды (любителям играть осенью стоя в куртке)
  • Украшения (браслеты) с болтающимися застёжками (типа «шамбала»)
  • Ношение гитары без чехла (особенно если Вы с ней поездите в общественном транспорте)

Для описанных выше случаев рекомендуется использовать «дворовые» гитары, которые не жалко. Хотя, что я такое говорю… Жалко любую гитару, но в поездке ради выступления перед друзьями лучше без чехла поцарапать «черниговскую» гитару, чем Martin или Yamaha.

Очиститель металлических струн и лубрикант

Каждый гитарист знает прекрасные ощущения для слуха и пальцев при игре на новых струнах. Но, увы, срок службы струн ограничен. У каких-то марок он составляет дни при интенсивной игре, некоторые могут служить месяцами, но, все равно, они изнашиваются и, как любой расходный материал, будут выброшены на свалку. Оказалось, что есть чудо-эликсир, продлевающий срок жизни струн Вашей гитары. Когда-то я считал эту жидкость абсолютно ненужной, так как мне струны проще поменять, чем заморачиваться их чисткой. Я сильно ошибался. Недооценивал эту жидкость я до тех пор, пока не увидел, как бандурист натирает ею струны своей бандуры. У нас завязался разговор на эту тему и он сказал, что замена струн на бандуре, в отличии от гитары, дело более хлопотное, ведь струн там в 10 раз больше, чем на гитаре. И действительно, эта жидкость прекрасно снимает окисление, ржавчину и прочие налеты. Стоит лишь смазать ею струны гитары, выждать несколько минут и протереть их сухой ветошью или салфеткой. Эффект потрясающий и виден мгновенно! К сожалению, для нейлоновых струн он не предназначен. Только для металлических.

Читать еще:  Начались разработки электрического самолета

Кроме жидкости для удаления налета, уже придумали специальный струнный лубрикант, который кроме того, что защищает струны, предотвращая налет и окисление, еще и уменьшает трение, что может повысить скорость игры (не обольщайтесь, всего на 1-2%) и снизит громкость звука трения струны об лады при глиссандо (слайде).

Уход за грифом и накладкой на гриф или «50 оттенков грязного»


За грифом, господа, а точнее за чистотой его накладки (fingerboard) тоже нужен уход. Ей-то больше всего достается. Особенно, если гитарист перед игрой на гитаре не моет руки. А если поест какой-то рыбы холодного копчения и сразу за гитару, то потом накладкой на гриф можно выманивать шкодливого кота из-под дивана не хуже, чем скумбрией. Как Вы поняли, при поддержании чистоты грифа важна в первую очередь – профилактика загрязнений (личная гигиена). Мойте руки с мылом всякий раз перед тем, как собираетесь играть на гитаре. И это касается как уроков электрогитары, так и занятий на акустической гитаре. Но этим Вы не избавите накладку грифа от грязи, а лишь отсрочите очистку. Смесь пыли, грязи и подкожного жира Ваших пальцев образуют в местах стыка металлических ладовых пластин с деревом накладки на гриф твердый налет разных оттенков грязи (от темно-коричневого до черного). Почему я уточнил цвет? Потому что иногда некоторые ленятся убирать налет, если не видят его, когда он идет в тон с накладкой (или не хотят убирать, потому что лень, а зрители – не заметят). Такие ребята соглашаются соскрести грязь с грифа лишь в случае профилактики остеохондроза, когда солидное количество впитавшейся в гриф грязи начинает заметно перевешивать гитару в левую сторону, утягивая за собой гитариста. Ранее мы боролись с налетом методом выковыривания её с помощью ветоши, надетой на плоскую отвертку. Теперь для очистки грифа тоже имеется специальное средство, значение которого сложно переоценить. Снимаете струны и чистите гриф. После этого можете вскрыть его лимонным маслом, которое защитит накладку от пыли (на какое-то время) и пересыхания.

Увлажнитель для гитары

Если у Вас нет возможности поддерживать необходимый баланс влаги внутри Вашей гитары, то Вы можете использовать портативный увлажнитель. Особенно это касается всех видов акустических гитар. Самый простой вариант – сделать его самостоятельно. Кусок губки положите в перфорированный Вами же пакет. С помощью шприца пропитайте его водой, чтоб только она не вытекала. Увлажнитель готов. Смело можете класть его в кейс к гитаре, на которой долго не играете.

Можете так же использовать это средство не только для гитары, а и для других акустических инструментов, оптимальная влажность при хранении которых должна быть такой же, как и у гитары. И смело можете даже бегать на уроки гитары с кейсом, внутри которого есть такой увлажнитель. Если же Вам неохота заморачиваться, Вы можете приобрести готовый увлажнитель, который состоит из специального держателя и картриджа, который вставляется в этот держатель (одна из конструкций). Периодически внутрь него тоже придется капать воду с помощью шприца. Но игра на гитаре требует жертв. А при таких операциях эти жертвы возможны лишь со стороны Вашей гитары, если их не выполнять. Усилия же по уходу за гитарой с Вашей стороны будут минимальными и составят всего несколько минут в неделю.

Будем же играть на красивых, чистых и ухоженных гитарах!

Подытожив материал этой и предыдущей статей, многие из Вас могут сказать что-то вроде: «Да какой там увлажнитель? У моего деда гитара всю жизнь висела на стене и никто влажность не замерял, а дед играл и все было отлично», или «Да ну её, ту гитару, столько мороки с ней, куча жидкостей, баночек, колбочек, мочалочек. Больше чем в ванной у моей девушки. Пойду учиться играть на укулеле, оно поменьше», «Да не буду я с этим возиться! Раз в три месяца буду сдавать мастеру за деньги, а он пусть мажет, покрывает, полирует и натирает» и многое другое. Я скажу лишь, что всё зависит от человека. У некоторый автомобиль не моется годами, а есть автолюбители, которые остановятся на обочине, чтобы смахнуть пылинку. У кого-то в доме полный беспорядок, а кто-то фанатеет от уборки, ловя соринку в воздухе до того, как она упадет на ковер. Ну и не все носят с собой блеск для обуви с бархатной тряпочкой, чтобы стирать с ботинок грязь при ее появлении на поверхности, есть ребята, которые не чистят обувь с периода от её покупки до торжественного выноса в мусоропровод. Но все мы знаем, что срок службы практически любого предмета нашего обихода зависит от степени бережливости при хранении и интенсивности ухода. Так и с гитарой. Играть на гитаре – прекрасно. А прекрасно играть на прекрасной и ухоженной гитаре – прекрасно вдвойне.

Читать еще:  Как сделать из электрорубанка рейсмус и фуганок своими руками

P.S. перед использованием средств тщательно ознакомьтесь с инструкцией, консультантом в магазине или напишите мне. Не все средства подходят для всех видов гитар. К примеру, лимонное масло Dunlop не подходит для кленовых накладок грифа. Будьте осторожны! Все средства содержат разного рода химические соединения. Обязательно вымойте руки с мылом после нанесения средства.

P.S.S. А еще любое из этих средств можно купить отдельно или в наборе, чтобы подарить Вашему знакомому гитаристу на день рождения, Новый год, день ангела и другие праздники.

Любите Ваши инструменты и ухаживайте за ними!

Желаю Вам и Вашим гитарам долгих лет жизни.

С Вами был Алексей Грифф. Пишите внизу комментарии и пожелания. Отвечу всем.

Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Влажность и высота строя.

Обратил внимание на такую вещь:
Достаю из кофра (влажность 50-60% в кофре, 20-25 в комнате)
Все ниже на 20-30 центов. Настраиваю, играю
Где-то после 30-40 мин. все начинает высить. Подстраиваю. (ослабляю натяжение). После этого все держит.
После занятия кладу в кофр, на следующий день достаю – та же картина.

Кто объяснит физику процесса?

Вероятно в кофре или внутри самой гитары у вас лежит увлажнитель?!

Получается, что у вас в кофре недопустимо большая влажность. Вы просто размачиваете гитару!

У вас всю конструкцию гитары (и корпус и гриф) от влажности просто ведет. Когда инструмент подсыхает, конструкция возвращается в нормальное состояние.

Советуем немедленно убрать увлажнитель из гитары или из кофра, иначе вы рискуете потерять инструмент! Не нужно слушать расхожий миф о том, что инструмент требует увлажнения. Это заблуждение!
Отсыревшее дерево очень трудно раскачать струнам, инструмент теряет красоту звука, обертоны и управляемость при игре.

Кроме того, при увлажнении конструкция гитары со временем неминуемо деформируется: и деки, и гриф. И эти деформации очень трудно исправляются.

Вероятно в кофре или внутри самой гитары у вас лежит увлажнитель?!

Получается, что у вас в кофре недопустимо большая влажность. Вы просто размачиваете гитару!

У вас всю конструкцию гитары (и корпус и гриф) от влажности просто ведет. Когда инструмент подсыхает, конструкция возвращается в нормальное состояние.

Советуем немедленно убрать увлажнитель из гитары или из кофра, иначе вы рискуете потерять инструмент! Не нужно слушать расхожий миф о том, что инструмент требует увлажнения. Это заблуждение!
Отсыревшее дерево очень трудно раскачать струнам, инструмент теряет красоту звука, обертоны и управляемость при игре.

Кроме того, при увлажнении конструкция гитары со временем неминуемо деформируется: и деки, и гриф. И эти деформации очень трудно исправляются.

Тогда сколько держать в кофре влажность.
Я писал на Альхамбру они рекомендовали 50-60%.
Признаюсь, я просто шокирован Вашим постом.
За любые рекомендации буду благодарен.

Производители, давая такие рекомендации просто страхуются от высыхания инструмента, ведь никто не знает, как поведет себя дерево при этом.

В Испании климат очень разный, в том числе очень влажный в прибрежных местах.
Но влажное дерево звучит всегда хуже, чем сухое.
Разыгрывание инструмента — процесс, в том числе, связанный и с дальнейшим высыханием (выдерживанием) древесины. А как известно, самые лучшие инструменты изготавливались из очень хорошо выдержанного дерева, т.е. высушенного. Фабричные же инструменты, поточные, просто не могут быть сделаны из хорошо выдержанной древесины, ведь фабрика работает как конвеер.
Как бы производители не убеждали, что их инструменты сделаны из самой лучшей выдержанной древесины — это не соответствует действительности. Остаточный процент влажности всегда есть.

Если Вы хотите, чтобы Ваш инструмент постепенно разыгрался как можно лучше, ему нужно создать условия, чтобы его материал выдерживался, просушивался, а не увлажнялся.

Но при этом нужно быть готовым, что в процессе «жизни» инструмента могут появляться трещинки на деках. Любой профессионал знает, что это — нормально. Даже для гитар ручной работы. И не боится этого.
Таким образом инструмент просто освобождается от своих излишних внутренних напряжений. Трещинки заклеивают и играют на инструменте дальше.

Хуже, если в процессе высыхания древесины поведет гриф. Это исправляется сложнее. Иногда приходится менять накладку или ставить в гриф анкерный стержень жесткости.

Думайте сами, что для Вас важнее.
Но известно, что если трещине суждено появиться, она все равно появится, только чуть позже. Точно так же и с грифом.
К сожалению, ни один мастер не может предсказать, как поведет себя его инструмент во времени. Дерево есть дерево — это не металл!

А постоянные колебания влажности вообще действуют разрушительно.
Представьте себе, она постоянно размокает — высыхает — размокает-высыхает.

Классическая гитара: уход и обслуживание

В следующем эссе содержится информация, важная для защиты и обслуживания классических гитар ручной работы. Источник см. в конце статьи.

Читать еще:  Разработана система искусственного интеллекта, способная управлять роботизированной рукой.

Контроль влажности и температуры

Чтобы избежать усадки, растрескивания, набухания, деформации и других материальных повреждений классической гитары и сохранить её звучание в музыкальном оптимуме, вы должны держать её в условиях, когда влажность и температура остаются постоянными круглый год.

Как правило, постоянный уровень влажности между 45% и 55% и разброс температуры между 65 и 75 градусами по Фаренгейту [18 — 24 градуса Цельсия] идеально подходят для безопасного обслуживания классической гитары. Если гитара подвергается либо уровню влажности ниже 40%, либо большому, либо быстрому падению влажности, она очень подвержена риску растрескивания или открытию швов. Звук пересушенной гитары будет казаться слабым и скрипучим. Звук гитары, которая подвергалась чрезмерной влажности, будет казаться тусклым и глухим.

Чтобы избежать усадки дерева гитары, никогда не оставляйте гитару рядом с источником тепла, например, радиатором или печью, или рядом с источником охлаждения, например, кондиционером. В то время как большинство людей связывают сухость с холодной погодой, важно отметить, что сухая тёплая погода, а также кондиционирование воздуха при влажной погоде также могут значительно снизить относительную влажность помещения за очень короткий промежуток времени — часто ниже минимального безопасного уровня для самочувствия классической гитары.

Чтобы избежать разбухания дерева гитары, никогда не оставляйте гитару рядом с источником влаги, например, с озером, прудом, бассейном, открытым душем или заполненной ванной.

Если вы не используете гитару, ее всегда следует хранить в чехле (при надежно закрытых защёлках), предпочтительно в хорошем жёстком, плотно закрывающемся кофре. Гитару нельзя оставлять на открытом воздухе, когда в сухом помещении может произойти большая потеря влаги, а во влажной среде может возникнуть большая влажность. По этим причинам не храните свою гитару на стойке (подставке) и не вешайте её на стену. Хранение гитары в хорошо закрытом жёстком кофре также поможет защитить её от случайного повреждения маленькими детьми и домашними животными.

Перед транспортировкой гитары в автомобиле в сухую погоду, с автомобильным обогревателем или кондиционером, вовнутрь корпуса гитары должен быть помещён хороший специальный гитарный увлажнитель. Гитара должна быть в закрытом кофре (или, альтернативно, в большом герметичном полиэтиленовом пакете — большой мешок для мусора будет работать нормально), чтобы сохранить влагу и защитить гитару от чрезмерной сухости и быстрых колебаний уровня влажности. Не оставляйте гитару в салоне, багажнике автомобиля или где-либо ещё, где её могут повредить сильный солнечный свет, чрезмерное нагревание или холод.

Полезные аксессуары

Цифровой гигрометр (датчик влажности). Он необходим для постоянного контроля уровня влажности вокруг гитары. Гигрометры доступны во многих онлайн-магазинах.

Комнатный увлажнитель. Если уровень влажности оказывается 40% или ниже в течение тридцати минут или более, в том месте, где вы играете или храните свою гитару, настоятельно рекомендуется купить комнатный увлажнитель, чтобы искусственно повысить уровень влажности до безопасного. Крупные хозяйственные магазины и универмаги предоставляют ассортимент комнатных увлажнителей.

Чтобы не повредить гитару чрезмерным увлажнением, не храните гитару непосредственно рядом с комнатным увлажнителем. Не используйте комнатный увлажнитель, если относительная влажность в помещении, в котором вы держите гитару, остается постоянно 45% или выше сама по себе.

Большой кусок мягкой замшевой ткани полезен для протирания отпечатков пальцев, и просто для помещения между вами и гитарой, чтобы работать в качестве барьера влаги между вами и вашей гитарой, когда вы играете.

Многие дорогие классические гитары лакируются шеллаком, в соответствии с традиционным французским методом. Хотя шеллак акустически превосходит более прочные отделки, такие как лак, эта отделка очень деликатная и может быть легко повреждена, если она вступает в контакт с влажностью (потом), спиртом, теплом, который превышает комфортную температуру в помещении, ногтями, кнопками рубашки, пряжками ремней и другими твёрдыми объектами.

Никогда не применяйте так называемые гитарные полировки к шеллаковой отделке. Особенно опасной может быть полировка, которая содержит силикон или спирт.

Когда вы играете на гитаре с французским шеллаком, вы всегда должны помещать защитную, водонепроницаемую ткань между гитарой и самим собой, чтобы защитить гитару от пота и чрезмерного тепла тела.

Если шеллак портится (например, покрывается молочно-белой дымкой из-за контакта с влажностью), гитарист или специалист по ремонту может восстановить блеск, используя специальную протирку. В любом случае, это не является чем-то необычным для такого инструмента и может производиться регулярно, каждые три или четыре года.

Снимайте и заменяйте гитарные струны последовательно. Если при замене вы удалите сразу все струны, естественное напряжение гитарной деки уменьшится. В этом случае может потребоваться несколько часов после полной настройки, прежде чем гитара начнёт звучать оптимально.

На большинстве классических гитар никогда не должны использоваться струны «extra high». Сверхвысокое натяжение может вызвать потерю в сустейне и волчки (особенно на первой струне), а в худшем случае — изгиб и деформацию грифа гитары.

Смазывайте каждую шестерёнку не реже одного раза в год тяжёлой смазкой, типа вазелина. Обычное исключение составляет шестая струна. Поскольку многие классические гитарные композиции требуют перестройки шестой струны в низкую Ре, эта шестерёнка должна смазываться чаще, как того требует её использование.

Ни при каких обстоятельствах вы не должны надавливать на деку гитары или область подставки (бриджа), либо вследствие использования плохо подходящего кофра, либо руками. Всегда берите гитару за гриф, а не за корпус.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector