В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения - kupihome.ru

В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

Первые проекты летательных аппаратов без человека были созданы сразу после появления первых самолетов, но реализовать их на практике смогли только в конце 70-х годов прошлого столетия. Зато потом начался настоящий «беспилотный бум». Дистанционно управляемая авиационная техника очень долго запрягала, но сегодня она несется галопом.

Лидером в создании дроном являются американцы. Любопытно проследить объемы финансирования, выделяемые американским бюджетом на создание новых беспилотников. За все 90-е годы на подобные проекты было потрачено «всего» 3 млрд долларов, а уже в 2003 году на это направление было потрачено более 1 млрд.

Сегодня идут работы над созданием новых БПЛА с большой продолжительностью полета, тяжелых аппаратов, способных решать задачи в самых тяжелых условиях. Ведутся разработки БПЛА, предназначенных для уничтожения баллистических ракет, беспилотных истребителей, микродронов, способных действовать большими группами (роями).

Работы над БПЛА ведутся в десятках странах мира, в этом направлении трудятся тысячи частных компаний, самые «вкусные» их разработки попадают в руки военных.

Некоторые из современных БПЛА уже обладают весьма высокой степенью автономности, вероятно, что уже в ближайшем будущем дроны получат способность выбирать цель и принимать решение о ее уничтожении. В связи с этим возникает сложная этическая проблема: насколько гуманно доверять судьбу живых людей равнодушному и безжалостному автомату.

Преимущества и недостатки БПЛА

История развития военных беспилотных аппаратов

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.

Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.

Новые беспилотники России: характеристики и результаты первых испытаний

В отличие от других сфер социально-экономической жизни военно-промышленный комплекс России может похвастаться регулярными достижениями. В последнее время таковыми стали новые беспилотники России, которые разрабатываются для самых разных целей. Нельзя сказать, что этот тип военной техники является уникальным, однако сам по себе факт появления новых и современных летательных аппаратов не может не радовать. Тем более, что некоторые из них по своим характеристикам существенно превосходят зарубежные аналоги, а значит будут пользоваться повышенным спросом.

Охотник – новый ударный российский беспилотник

Самым громким испытанием этого года стал первый полет боевого беспилотника С-70 Охотник. Разрабатывался он с 2012 г. и на данный момент считается одним из самых прогрессивных аппаратов данного класса. Охотник будет способен нести на своем борту многоцелевые крылатые ракеты, которые после денонсации договора о ракетах средней и малой дальности активно разрабатываются как в США, так и в России. Максимальная скорость охотника составляет 1 тысячу км/час, при максимальной взлетной массе 20 т. В ближайшем будущем на базе такого аппарата должно появиться целое семейство беспилотников, которые можно будет использовать для разных целей.

Полет беспилотника Охотник

Беспилотный аппарат Охотник создан по принципу «летающее крыло», и при его производстве использовались технологии снижения заметности. Из-за этого внешне он оказался очень похож на американский беспилотник RQ-170 Sentinel, который стоит на вооружении американской армии уже больше 10 лет. Когда кадры испытания «Охотника» впервые попали в сеть, американцы даже поспешили заявить, что российский беспилотник является клоном Sentinel, сделанным на основе аппарата сбитого над Ираном в 2011 г. Так как основные характеристики Охотника держатся в строгом секрете, проверить это довольно сложно.

Читать еще:  Чем триммер отличается от машинки для стрижки волос: разница в функциях и габаритах

Но отличия между ними есть даже внешне. Американский аппарат имеет размах крыльев 20 м, а российский – 19. Скорее всего, российские инженеры использовали более мощный двигатель по типу АЛ-31Ф, применяемый на новейших истребителях семейства «Су». То же самое касается радиоэлектронной начинки, которая должна быть заточена под российские стандарты и соответствовать требованиям отечественного ВПК. Предполагается, что аппарат будет иметь модульную конструкцию, благодаря которой его будет легко модифицировать под различные нужды.

Характеристики беспилотника Альтиус-У

Эксперты еще не успели оценить всех особенностей «Охотника», как в воздух поднялся еще один новый российский беспилотный аппарата Альтиус-У. Он разрабатывался с 2011 г. и выполнен по классической аэродинамической схеме с двумя винтовыми двигателями мощностью 480 л. с. Дрон предназначен для ведения воздушной разведки и способен выполнять широчайший спектр задач с использование систем радиолокации и оптики. Первый полет этого беспилотника продолжался 32 минуты, в течение которых аппарат работал в полностью автоматическом режиме. Он взлетел на высоту более 800 метров, выполнил ряд маневров, после чего вернулся на аэродром.

Полет беспилотника Альтиус-У

Благодаря использованию экономичных дизельных двигателей аппарат будет способен преодолевать значительные расстояния – до 10 000 км. Он сможет непрерывно находиться в воздухе до двух суток, выполняя самые разные разведывательные и боевые задачи. Альтиус-У сможет нести на своем борту до 1 тонны полезной нагрузки, поэтому не исключено, что его дополнительно оснастят ещё и боевыми средствами. Этот дрон имеет спутниковый канал управления, благодаря чему давать команды ему можно в любой точке планеты, а сам радиус полета беспилотника будет почти не ограничен.

Беспилотник Корсар

Еще один беспилотный летательный аппарат российского производства получил название Корсар. Он также имеет стандартную аэродинамическую схему с толкающим винтом и мощностью двигателя около 50 л. с. Аппарат предназначен для дистанционной разведки и способен покрывать расстояние в 120 км от пункта управления. В силу небольших габаритов Корсар относится к категории малозаметных аппаратов, способных эффективно справляться с разведывательными задачами. В перспективе на него планируется установить оборудование класса «Всевидящее око», которое способно обрабатывать потоки спектрального излучения, исходящее от каждого наземного или воздушного объекта. Благодаря этому разведчик сможет легко находить и идентифицировать цели, независимо от того, как сильно они замаскированы.

Техника и оружие

Еще несколько лет: почему отстают российские дроны

Эксперты рассказали о проблемах создания беспилотников в России

Российские военные обнаружили за пять лет подлет иностранных разведывательных беспилотников к берегам Крыма более тысячи раз. При этом вскоре НАТО должен получить новый американский беспилотный летательный аппарат Global Hawk для создаваемой системы воздушной разведки наземных целей. Есть ли у России ответ, разбиралась «Газета.Ru».

После нескольких лет задержек НАТО начало формировать систему воздушной разведки и наблюдения AGS (Alliance Ground Surveillance), частью которой являются беспилотные летательные аппараты (БЛА) стратегического класса RQ-4 Global Hawk Block 40, оснащенные мультиплатформенной РЛС нового поколения с активной фазированной антенной решеткой MP-RTIP.

AGS станет средством круглосуточного наблюдением за сушей и водной поверхностью в реальном времени. Считается, что она обеспечит большую детальность данных разведки, чем спутники.

Подобные технологии представляют несомненный интерес и для других стран мира, стремящихся создать аналогичные беспилотные системы как с разведывательными, так и ударными функциями.

Стоит отметить, что российские военные с момента возвращения Крыма в состав России более тысячи раз обнаруживали разведывательные беспилотники недалеко от полуострова.

«С марта 2014 года — после воссоединения Крыма с Россией — разведывательная деятельность у наших южных границ постоянно наращивается. Среднее количество обнаруженных дежурными силами ПВО разведывательных летательных аппаратов в этом регионе за год составляет порядка 250 воздушных целей», — сообщил командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа генерал-майор Николай Гостев в интервью газете «Красная звезда».

В основном фиксируются полеты американских самолетов-разведчиков ЕР-ЗЕ Aries и Р-8А Poseidon, а также стратегических разведывательных беспилотных аппаратов RQ-4В Global Hawk, добавил он.

Что касается России, то работы в сфере дронов среднего и тяжелого класса в настоящее время ведутся по нескольким направлениям.

Так, в апреле 2019 года российские ВКС впервые применили ударные беспилотные летательные аппараты типа «Орион-Э» при атаке объектов террористических формирований в сирийской провинции Хама.

Первоначально «Орион» разрабатывался как разведывательный аппарат большой продолжительности полета. В 2017 году он демонстрировался на авиасалоне МАКС и форуме «Армия». По ходу разработки аппарату было решено придать и ударные функции. До этого на оснащении Вооруженных сил России (в отличие от ВС США, Израиля, Китая) ударных БЛА попросту не было.

Размах крыла «Орион-Э» составляет 16 метров, длина аппарата — 8 метров, БЛА способен нести до четырех ракет класса «воздух-земля». Крейсерская скорость полета «Ориона» находится в диапазоне от 120 до 200 км/ч. Практический потолок составляет 7500 метров. Максимальная продолжительность полета — 24 часа, радиус боевого применения — до 300 км.

Интегрированный разведывательно-ударный вариант рассматривается к постановке на вооружение частей ВКС России после получения опыта боевого применения в Сирии.

Что касается тяжелых беспилотных летательных аппаратов стратегической разведки типа Global Hawk, то круг стран, способных создать такие системы, относительно невелик. В их число в настоящее время входит и Россия.

Как рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, в свое время Министерство обороны России ставило перед разработчиками задачу создания беспилотного комплекса, способного выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств.

Разработка БЛА с такими характеристиками, получившего название «Альтаир» (тема «Альтиус»), велась ОКБ им. Симонова (ранее именовалось ОКБ «Сокол») с 2011 года. Научно-исследовательская работа обошлась более чем в 1 млрд рублей.

Затем с разработчиками был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ общей стоимостью порядка 3,6 млрд рублей. Три завершенных и принятых заказчиком этапа по данной работе были оплачены в размере около 3 млрд рублей.

«Однако затем ОКБ им. Симонова столкнулось с рядом сложностей как технического, так и организационного плана. Они, в свою очередь, повлекли за собой проблемы финансового характера — не хватало средств не только на проведение работ, но и на расчеты с контрагентами за уже выполненные работы», — рассказал Денис Федутинов.

Как сказал собеседник издания, уже на третьем этапе у исполнителя возникли определенные сложности, которые поставили под угрозу выполнение проекта. А сдача четвертого этапа — заводских испытаний, который должен был быть завершен в конце 2017 года, и вовсе была сорвана ОКБ им. Симонова.

Читать еще:  Какая должна быть мощность всасывания у пылесоса?

По информации информированных источников, приблизительно в это же время стало понятно, что для проекта необходимо дополнительное финансирование. По некоторым оценкам, требовалось около 1 млрд рублей.

«Российское военное ведомство оказалось, мягко говоря, в непростой ситуации. Было очевидно, что, несмотря на имевшие место существенные затраты, проект высотного БЛА большой продолжительности полета, на который возлагались большие надежды, оказался под угрозой срыва», — отметил Денис Федутинов.

Как считает эксперт, список компаний, способных и готовых взяться за продолжение недоделанной работы, оказался на том этапе относительно невелик. Среди них было АО «Уральский завод гражданской авиации», которое входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, принадлежащую Ростеху.

«В 2012 году УЗГА начал лицензионную сборку израильских беспилотных комплексов Searcher Mk II (разработан в 1990-х годах) под обозначением «Форпост», — добавил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Поначалу собирались поставлявшиеся из Израиля комплекты, позднее началась локализация производства. Эти комплексы активно применялись в Сирии. Комплекс включает три самолета и станцию управления. Масса БЛА — 436 кг, он способен вести разведку с высоты 5 км в течение 16 часов. Также налажено производство беспилотных систем BirdEye 400 все от того же израильского концерна Israel Aerospace Industries (IAI), которые в России получили название «Застава».

В 2019 году Минобороны получило вариант «Форпоста», собранный исключительно из отечественных комплектующих и с оригинальными техническими решениями. Ранее сообщалось, что завершаются испытания ударной версии аппарата («Форпост-М»). Для этого комплекс получит радар, оптические системы и управляемые авиабомбы.

Однако все складывалось далеко не так просто.

«Руководство Татарстана выразило пожелание оставить данную работу и соответствующие наработанные компетенции в республике. В результате переговоров между сторонами, вовлеченными в спасение проекта «Альтаир», было принято компромиссное решение, что новый исполнитель будет его реализовывать также в Татарстане. С учетом данных требований, компанией УЗГА в городе Казани было создано обособленное подразделение уральского предприятия», — рассказал Федутинов.

Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в то время отметил, что ожидается, что машина будет поднята в воздух уже в 2019 году. Тогда обозначенный срок показался многим чересчур оптимистичным.

В штат казанского подразделения были трудоустроены сокращенные в ОКБ им. Симонова ключевые специалисты.

«Казанское подразделение уральского предприятия полностью «встало на крыло» и продолжает работы по созданию усовершенствованной версии тяжелого беспилотника», — добавил главный редактор журнала «Беспилотная авиация».

Планер БЛА «Альтаир», рассказал Федутинов, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным оперением. Взлетная масса аппарата, по имеющимся данным, достигает 7,5 тонн, размах крыла — 28,5 м. На БЛА использовано трехопорное убираемое колесное шасси.

На консолях крыла аппарата расположены два дизельных двигателя A03/V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 500 л. с. каждый. В конструкции БЛА широко использованы композиционные материалы.

Согласно имеющимся данным, БЛА должен иметь возможность выполнять полеты длительностью до двух суток. Дальность действия при этом не ограничивается каналом связи прямой видимости в связи с использованием также спутникового канала.

В качестве полезной нагрузки на БЛА «Альтаир» могут быть использованы станция оптической видовой разведки и РЛС бокового обзора. Предположительно, аппарат оборудован гиростабилизированой оптико-электронной системой наблюдения (ГОЭС) состоящей из тепловизионного канала с неохлаждаемым детектором и камерами высокого разрешения видимого диапазона, установленными на гиростабилизированной поворотной платформе. РЛС, вероятно, размещается в центральной части фюзеляжа. Общая масса полезной нагрузки при этом может превышать тонну.

БЛА «Альтаир» был доработан, проверена работоспособность всех его систем, проведен цикл наземных испытаний. 16 августа 2019 года обновленный «Альтаир», как и прогнозировал Криворучко, поднялся в небо и выполнил свой первый полет. Он проходил в течение 32 минут на высоте до 800 м в полностью автоматическом режиме на одном из испытательных аэродромов.

«Сейчас БЛА «Альтаир» активно проходит летные испытания. Между тем, впереди предстоит еще довольно большая работа по отладке систем, доводке БЛА до заданных заказчиком характеристик», — подчеркнул главный редактор журнала «Беспилотная авиация».

«Однако вопросы вызывает использование на «Альтаире» дизельных двигателей A03 германской компании Red Aircraft GmbH», – добавил Денис Федутинов.

Во-первых, по некоторым сведениям, к ним возникли вопросы по ряду параметров, включая ресурс. Во-вторых, использование не локализированных зарубежных двигателей в БЛА, который предполагается использовать для ведения стратегической разведки, имеет очевидные риски, обусловленные политическими обстоятельствами.

«Возможным вариантом решения данной проблемы может быть переход на турбовальный двигатель пятого поколения ВК-800С, серийное производство которого может быть развернуто на производственных мощностях УЗГА. Однако данный подход потянет за собой множество необходимых изменений в конструкции БЛА», — считает Денис Федутинов.

«Таким образом, можно предположить, что для успешного завершения данного проекта и выполнения имеющихся требований заказчика, потребуется еще несколько лет», — считает Денис Федутинов.

Беспилотный «Охотник» как загоризонтный разведчик

В России проведены первые лётные испытания тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Охотник». Судя по показанной министерством обороны видеозаписи, машина может стать инструментом для отработки технологий следующих поколений лётной техники

В России проведены первые лётные испытания тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Охотник». Судя по показанной министерством обороны видеозаписи, машина может стать инструментом для отработки технологий следующих поколений лётной техники

Кадры первого полёта «Охотника» завораживают, хоть во всей видеозаписи, в общем, всего четыре смысловых отрезка: взлёт, вираж, пролёт над камерой, когда аппарат виден как бы в плане, и посадка. Как показалось некоторым специалистам, жестковатая. Ну так и пилота-аса в кабине не было — беспилотник.

Но в целом красивая картина, заставляющая подумать о чём-то среднем между хищным орлом и летающей тарелкой. И, конечно, греет мысль, что и Россия теперь умеет создавать такие сложные машины. Особенно с перспективой того, что современная боевая и электронная техника вплотную приблизила мировую военную авиацию к пределу, за которым человек будет уже не в состоянии вести воздушный бой. Просто в силу того, что мозг его не будет успевать за меняющейся обстановкой, а тело не сможет выдерживать перегрузки при необходимых для выживания машины манёврах.

БПЛА «Охотник». Фото: с сайта Минобороны России

Правда, ложка дёгтя в такой бочке хороших впечатлений присутствует: наш геополитический конкурент, Соединённые Штаты Америки, подобных картинок со своими БПЛА насмотрелись раньше нас и вполне досыта. И даже успели закрыть проект с очень похожим на наш «Охотник» беспилотником Х-47В «Пегас».

Читать еще:  Рейтинг лучших электрических вафельниц: для тонких и толстых вафель, профессиональные приборы, 2 в 1 со сменными панелями

Так что мы тут — сторона догоняющая. Формально — с 2012 года, когда началась разработка «Охотника». А по факту — с 2008-го, когда в ходе победоносной войны с Грузией выяснилось, что практиковавшееся в нашей авиации пренебрежение беспилотниками не только довольно сильно ограничивало возможности разведки, но и прямо привело к неоправданным потерям. Во всяком случае, использование дальнего бомбардировщика Ту-22М3 в качестве разведчика было не только слишком затратным решением, но и закончилось его сбитием и гибелью трёх и пропажей без вести одного членов экипажа. Дороговатый размен, когда уже в то время существовали относительно недорогие разведывательные беспилотники, способные получать те же результаты без риска для людей.

Ту-22М3. Фото: www.globallookpress.com

Что такое «Охотник»

Проект засекречен довольно густо даже по меркам очень эффективно закрытого отечественного оборонно-промышленного комплекса. Те, однако, данные, что были обнародованы, показывают С-70 «Охотник» как тяжёлый ударный беспилотный летательный аппарат массой в 20 тонн, дальностью до 5000 км и скоростью около 1000 км/ч. Впрочем, по последнему показателю высказываются сомнения: форма аппарата в виде «летающего крыла» теоретически допускает и более продвинутые скоростные характеристики. А судя по соплу и факту, что проект разрабатывается в фирме «Сухой», можно допустить, что в качестве двигателя в машине используется что-нибудь из охотно используемых там семейств АЛ-31Ф или Ал-41Ф. А то и так называемое «Изделие 30» — двигатель «второго этапа» для Су-57. Во всяком случае, это было бы оправданно с экономической точки зрения: массовость и унификация здорово удешевляют стоимость каждой единицы изделия.

Да к тому же различные источники практически в унисон говорят, что «Охотник» во многом унифицирован с Су-57, а на летающем прототипе этого истребителя — Т-50-3 — проверяется часть бортового оборудования для С-70.

По открытым же данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» для нового БПЛА разрабатывались система автоматического управления, система контроля и диагностики бортового оборудования, аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием, инерциально-спутниковая навигационная система и прочие управляющие комплексы. Вряд ли при таком внимании к электронике были не замечены системы радиоэлектронной борьбы и подавления, а также радиолокационная техника на чём-нибудь связанном как минимум с фазированными решётками, если вовсе не с радиофотонными технологиями.

Перспективы

БПЛА «Охотник» на территории испытательного центра ОКБ «Сухой» в Новосибирске. Январь 2019 года. Фото Фото: с сайта Минобороны России

В этом смысле можно полагать, что «Охотник» на деле — аппарат разведывательного назначения. Только не в прямом военном смысле. Потому что термин «ударный» означает наличие у летательного аппарата бомбо-ракетного вооружения с соответствующим предназначением. Нет, тут, судя по всему, «разведка» предполагается несколько другая. Загоризонтная, но в смысле взгляда за горизонты нынешних технологий. Сразу через поколение.

Поэтому сопряжённость «Охотника» с Су-57, истребителем пятого поколения, вкупе с фактом, что в разработке обоих изделий должны принимать участие одни и те же конструкторы, явно указывает на то, что едва ли прошедшие семь лет затрачены только на прохождение по американским следам. Да к тому же в ложном направлении, если учесть, что американцы с этого пути сошли, сделав только два «Пегаса».

Что же могло — а точнее, должно — в этих видах разрабатываться?

Прежде всего, конечно, то, что следует из самого определения «беспилотный». Одно дело — запустить ящик на двух-четырёх пропеллерах с камерой внутри. Другое — боевой аппарат ударного назначения, способный найти цель, поразить её, по пути уклоняясь от вражеского противодействия и преодолевая вражескую РЭБ и попытки перехватить над собой контроль. Короче говоря, быть тем же, что современный самолёт, только без управляющего человеческого разума внутри.

Иными словами, неизбежны попытки отработки возможностей искусственного интеллекта для подобного аппарата. А значит, и нейросетей, способных фильтровать и анализировать получаемую информацию и обучаться на этой базе.

Су-57. Фото: www.globallookpress.com

Сложная задача. Для 6-го, а то и 7-го поколения.

Далее, согласно заявлениям военных, основными задачами С-70 пока ставятся ведение разведки и радиоэлектронное подавление. Это означает новейшее материаловедение и последнее слово не только в радиоэлектронике, но и, вероятно, в лазерной технике. В конце концов, ничто так успешно не подавляет электронику противника, чем её плавление под действием высоких температур.

Это также, безусловно, новые системы навигации. Опора на спутники — да, она будет присутствовать. Но западные коллеги уже сегодня жалуются, что какой-то злоумышленник научился сбивать с толку и панталыку их систему GPS. Правда, это секрет только для тех, кто ни разу не пользовался автомобильным навигатором возле Кремля, но факт остаётся фактом: спутники — не самый надёжный элемент навигационной системы. Тем более что их готовятся усиленно сбивать в случае наступления часа «Ч».

Значит, навигационные системы следующего поколения — необходимая и неизбежная задача.

И, наконец, вооружение. Подобного рода БПЛА — не только перспективный бомбардировщик, но и весьма удачный штурмовик, ежели его оборудовать хорошими пушками. Масса в 20 тонн просто умоляет задуматься над этим.

А теперь главное. Современные войны — сетецентрические войны. Такой же должна быть для них и боевая техника. Поэтому есть смысл предположить, что в схеме Су-57 — С-70 будут закладываться те же принципы, что заложены в танке Т-14 на платформе «Армата». А именно — не просто полный обзор, а использование беспилотников для наблюдения за полем битвы, активность противника и отслеживание угроз бронированному «суверену». Так что вполне можно представить себе не только Су-57, но и, скажем, перспективный авиакомплекс дальней авиации (ну и пусть он разрабатывается в «Туполеве»), вылетающий бомбить супостата в окружении роя увязанных с ним в одну сеть беспилотников. Охраняющих его, но и помогающих ему ровнять супостата с подповерхностным слоем земли.

Вот такая получается картинка будущего: рой жестоко жалящих беспилотников с искусственным интеллектом в каждом, объединённым в сеть с другими и управляемым единым разумом из аппарата-матки.

Главное, не слишком быстро вырваться в восьмое поколение, когда и в аппарате-матке человека заменит искусственный разум. А то вдруг оному человек станет и вовсе не нужен. А заточен этот разум для решения своих проблем только одним образом…

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector