Содержание
Законопроект великобритании об отказе от бензиновых и дизельных авто
Британия планирует к 2035 году отказаться от бензиновых, дизельных и гибридных автомобилей
Правительство Великобритании недавно пообещало запретить продажу новых дизельных и бензиновых автомобилей с 2020 по 2035 год. Этот шаг несколько удивил, но, пожалуй, самым удивительным было подтверждение того, что в запрет также войдут гибридные автомобили, в которых используется двигатель внутреннего сгорания на ископаемом топливе и электрической аккумуляторной батарее. В вопросе разбирался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».
Мы могли бы принять шум и дым как само собой разумеющееся на обочинах дорог, но запрет будет означать, что бензин и дизельное топливо будут удалены из новых пассажирских транспортных средств в течение 15 лет. Это имело бы очевидные преимущества для сокращения выбросов углерода и улучшения качества воздуха. Но в то же время автомобильная промышленность Великобритании должна преодолеть значительные препятствия.
В 2019 году только 1,6% новых проданных легковых автомобилей были электромобилями, но они должны будут формировать большую часть продаж с 2035 года. Так как же в ближайшие полтора десятилетия Британия может начать движение с нулевыми выбросами углерода?
Навыки и обучение
Когда дело доходит до проектирования и производства автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем, Великобритания обладает огромным талантом и опытом. В 2018 году Великобритания произвела 2,72 миллиона двигателей и стала четвертой по величине страной-производителем автомобилей в ЕС по общему объему произведенных автомобилей.
Если в 2035 году Великобритания намерена сохранить или вырастить эту отрасль стоимостью 82 млрд. фунтов стерлингов, то большую часть существующей рабочей силы необходимо будет переучить на производство электромобилей. Волна выпускников инженерных специальностей с опытом в области электрических и автономных транспортных средств также потребуется для разработки следующего поколения электрических транспортных средств.
Инновации и инфраструктура
Хорошей новостью является то, что университеты и стартапы в Великобритании стоят за ведущими мировыми исследованиями в области новых аккумуляторных технологий. Существует несколько способов питания электромобиля, и эти батареи бывают головокружительными, от твердотельных электролитических батарей, недорогих натриево-ионных батарей и литиево-воздушных батарей, которые могут накапливать гораздо больше энергии, чем обычные литий-ионные батареи.
Правительство инвестирует 274 миллиона фунтов стерлингов в исследования и производство аккумуляторов в течение четырех лет в рамках Faraday Challenge. Но после этого инвестиции должны будут продолжаться еще долго, чтобы обеспечить переход этих технологий из прототипа в серийное производство.
Всем этим электрическим транспортным средствам также понадобятся точки зарядки, а их растущий спрос на электроэнергию в национальной сети должен будет покрываться за счет возобновляемых источников энергии. Это может составить более 80 тераватт-часов (ТВт-час), что увеличит спрос на четверть. Необходимо будет построить новые солнечные фермы и ветряные турбины, а также новые линии электропередач, подстанции и сети быстрой зарядки для распределения электроэнергии. Если все это должно быть сделано к 2035 году, действия и инвестиции необходимы практически немедленно.
Срок службы и переработка
Многие электромобили работают на литий-ионных батареях, которые начинают стареть и теряют количество электричества, которое они могут хранить с момента производства. Это не такая большая проблема для наших телефонов, которые имеют небольшие батареи и заменяются каждые несколько лет. Но когда дело доходит до электромобилей, аккумуляторная батарея, как правило, является самой дорогой частью автомобиля.
В 2017 году средний срок службы аккумуляторной батареи для электромобилей составлял восемь лет, и только 10-50% из них можно было переработать. Цели на 2035 год состоят в том, чтобы иметь аккумуляторы, рассчитанные на 15 лет и пригодные для переработки на 95%. Исследователи должны будут улучшить конструкцию этих батарей и сами автомобили, чтобы достичь этого, в то время как правительству придется создавать объекты, которые могут перерабатывать батареи, разделяя сырье – литий, кобальт, никель и углерод – чтобы их можно было повторно использовать в следующем поколении батарей.
Аккумуляторные электромобили – не единственное решение. Водородные топливные элементы объединяют водород и кислород из воздуха для производства воды и выработки электроэнергии. Если водородное топливо получают путем электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, то этот процесс может привести к чистым нулевым выбросам CO₂.
Элементы, работающие на водородном топливе, менее энергоэффективны, чем аккумуляторы, но бак со сжатым водородом можно заправить менее чем за пять минут и аналогично заправке бензинового или дизельного автомобиля. Это делает водород идеальным для транспортных средств, которые совершают многократные поездки на дальние расстояния и в настоящее время ограничены дальностью и временем зарядки аккумуляторных транспортных средств, таких как такси и фургоны.
Грузовики и автобусы не подпадают под запрет 2035 года, но водород также является идеальным альтернативным топливом для них. В Лондоне восемь водородных автобусов, но в Великобритании всего 17 станций заправки водородом по сравнению с 15 000 пунктами зарядки электромобилей. Срочно необходима сеть для заправки водородом, чтобы помочь обезуглеродить участки транспортной сети Великобритании, до которых трудно добраться электромобилям.
Общая тема по всем этим вопросам – инвестиции. Если правительство Великобритании действительно намерено достичь своей новой амбициозной цели, то оно должно будет инвестировать значительные средства и в ближайшее время. Если все сделать правильно, это может возродить автомобильную промышленность и позиционировать Великобританию как мирового лидера в производстве электромобилей.
Прощай автомобиль? Европа может полностью запретить дизель и бензин
Страны Евросоюза близки к тому, чтобы уже в ближайшее десятилетие запретить производство и торговлю автомобилей не только с дизельными, но и с бензиновыми двигателями. Инициатором идеи выступает Дания.
ТАЛЛИНН, 7 окт — Sputnik, Алексей Тоом. Государства Евросоюза обсуждают возможность введения полного запрета производства и торговли автомобилей с дизельными и карбюраторными двигателями в течение ближайших десяти лет. Пока менее половины стран альянса поддерживает такую революционную меру борьбы с загрязнением атмосферы, но количество ее сторонников быстро растет.
На встрече в Совете министров по делам окружающей среды стран ЕС 4 октября, о содержании которой сообщает пресс-служба председательства Финляндии, обсуждалось возможное введение полного запрета на дизельные и карбюраторные двигатели к 2030 году. С таким предложением выступила на встрече Дания, призвавшая запретить в странах Евросоюза продажу дизельных и карбюраторных автомобилей к 2030 году, сообщило агентство Reuters 4 октября.
Год назад Копенгаген заявил о намерении сделать это в одностороннем порядке, но вынужден был отказаться от столь радикальных планов под давлением Брюсселя, который напомнил ретивым датчанам, что введение такого запрета в одной стране альянса противоречит его законам открытого рынка и целому перечню других директив и правил. Сообщается о том, что примерно десяток государств Евросоюза поддержал инициативу Дании, но не уточняется, какие именно страны согласились с идеей датчан полностью отказаться от дизельных и бензиновых автомобилей.
Понятно, что все государства Европы, в которых автомобили производятся, пока сопротивляются революционной инициативе, родившейся там, где этой отрасли индустрии не существует. Запрет на двигатели внутреннего сгорания будет означать катастрофический, по мнению многих экономистов, передел глобального рынка автомобильной индустрии и нефтепереработки.
Эстонии не удастся остаться в стороне от «революции»
Решение Эстонии все же подписаться под общеевропейской программой достижения «климатического нейтралитета» к 2050 году, принятое 3 октября, означает не только окончательный приговор сланцевой энергетике страны и возможное удорожание электричества. Сказав «А», Таллинн вынужден будет сказать и «Б», поддержав и другие природоохранные программы Евросоюза. Как говорила на слушаниях в Европарламенте эстонский кандидат в комиссары Евросоюза Кадри Симсон, она как член команды избранного президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен считает «озеленение» экономики своим главным приоритетом.
Программа «климатического нейтралитета 2050», которой обязалась всячески способствовать Кадри Симсон и под которой подписалось правительство Эстонии, подразумевает и «озеленение» транспорта. Ранее Евросоюз уже принимал программы радикального нетто-сокращения ежегодных объемов эмиссии выхлопных газов в транспортном секторе экономики, но так радикально — полностью запретить в ближайшей перспективе традиционные машины — вопрос прежде не ставился. Во всяком случае, относительно машин с карбюраторными двигателями. Дизельные автомобили считаются в Европе фактически обреченными на «вымирание», поводом для которого стал глобальный скандал «дизельгейт», о котором подробно рассказывал Sputnik.
Эстония, как писал Sputnik, на основании данных статистики эмиссии парниковых газов на душу населения числится в Евросоюзе одной из самых «грязных» и «вонючих» стран континента.
В списке главных «отравителей» атмосферы Эстонии транспорт стоит следом за сланцевой энергетикой.
По данным Eurostat, маленькая страна Балтии умудрилась стать лидером альянса по среднему количеству парниковых газов, содержащихся в выхлопных газах новых автомобилей (132,8 грамма эквивалента СО2 на километр пути). Так что остаться в стороне от наступления на дизель и бензин Евросоюз никак Таллинну позволить не может.
Европе придется пересесть в китайские электрокары
Транспорт, как говорят европейские экологи, остается сейчас чуть ли не единственным сектором экономики, в котором эмиссия парниковых газов продолжает ежегодно расти. Крайне дорогостоящие природоохранные программы Евросоюза предусматривают полную «декарбонизацию» энергетики и промышленности к 2050 году и частичную — сокращение эмиссии углерода на 40% — к 2030 году. Транспорта эти планы касаются в меньшей степени, решение проблемы выхлопных газов упирается в недостаток и дороговизну электромобилей.
А наращивание производства эффективных электрических машин упирается, помимо всех прочих сложностей, о которых рассказывал Sputnik, во-первых, в отсутствие как таковых достаточно эффективных аккумуляторных батарей. И, во-вторых, в то обстоятельство, что львиная доля сырья (редкоземелов) для выпуска наиболее распространенных сейчас типов электрических батарей сосредоточена в руках Китая. Евросоюзу необходимо время, чтобы освоить новые месторождения и кратно увеличить добычу и переработку сырья.
В настоящее время Европа далеко отстает от Поднебесной и в производстве аккумуляторов, и в производстве электромобилей, как рассказывал Sputnik. Таким образом, революционный запрет на продажу традиционных автомобилей, продвигаемый Копенгагеном, означал бы резкое увеличение закупок сырья и готовой продукции в Китае, чего Западная Европа хотела бы по стратегическим соображениям избежать.
Ощущение тупика усугубляется еще и тем обстоятельством, что, как наконец-то подсчитали экономисты, вся мировая добыча и переработка сырьевых компонентов для аккумуляторных батарей не покроют сейчас спрос на них, если хотя бы одна крупная страна Евросоюза решит полностью перейти на электромобили.